Главная » Файлы » Мои файлы

Открытые уроки
12.01.2016, 19:52

Остап и Андрий. Нравы и обычаи Запорожской Сечи. Новая жизнь.

Цель: познакомить с обычаями запорожцев;

воспитывать уважение к героическому прошлому предков;

формировать умение сравнительной характеристики образов;

раскрыть причины трагедии Андрия и подвига Остапа;

формировать аналитический подход к жизненным явлениям;

формировать морально-этические ценности у учащихся;

развивать умение выделять главное, делать выводы.

Тип урока: урок изучения нового материала (комбинированный)

Основные методы, применяемые на уроке: словесные, практические

Оборудование: Презентация PowerPoint, кроссворд, раздоточный материал (таблица сравнительной характеристики), книга «Родная литература»- 1991 г.

Ход урока

Организация класса к уроку.

-Здравствуйте, дорогие ребята!  Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Поприветствуйте их, пожалуйста. Садитесь.

Сегодня урок литературы буду проводить у вас я, Охотникова Светлана Михайловна.

Я надеюсь, сегодня мы будем работать особенно активно и дружно. Я жду от вас помощи и взаимопонимания.

Проверка домашнего задания.

-Какую повесть вы начали изучать?

-Вам было задано прочитать 1-7 главу. Назовите, на ваш взгляд, самые яркие, самые запоминающиеся эпизоды.

-О чём эта повесть? Попробуйте ответить одним предложением.

 Актуализация опорных знаний учащихся.

-Итак, «Тарас Бульба» - это эпическое повествование о славном героическом прошлом украинского казачества. В центре «Тараса Бульбы» - героический образ народа, борющегося за свою свободу и независимость. Никогда ещё в русской литературе так полно и ярко не изображались размах и раздолье народной жизни. Каждый из героев повести, сколь бы он ни был индивидуален и своеобразен, чувствует себя составной частью народной

жизни. Подлинно эпического размаха достигает изображение Гоголем Запорожской Сечи - этого гнезда, «откуда вылетают все те гордые и крепкие как львы!.. откуда разливаются воля и казачество на всю Украину». Созданный художником поэтический образ Сечи неотделим от ярких могучих характеров, её населяющих.

А что вы знаете об этой героической эпохе, об этих славных сыновьях украинской земли?

Давайте разгадаем кроссворд «Казацкая вольница» .

  1. Глава казацкого войска на Украине (гетман)
  2. Командир подразделения в казацких войсках (атаман)
  3. Подразделение и жилое помещение в запорожских войсках (курень)
  4. Ручное огнестрельное оружие (пищаль)
  5. Средний офицерский чин в казачьих войсках (есаул)
  6. Курительный прибор запорожцев (трубка)
  7. Знак власти атамана или гетмана (булава)
  8. Холодное рубящее или колющее оружие с прямым длинным клинком (палаш)
  9. Колющее оружие с длинным древком (копьё)
  10. Оружие с прогнутым клинком (сабля)
  11. Ударный музыкальный инструмент, в который казаки били «сбор на раду» (литавры)

- Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием. Какое слово по вертикали у нас получилось?

Объявление темы и цели урока.

Тема нашего урока: «Нравы и обычаи Запорожской Сечи. Остап и Андрий».

Откройте тетради и запишите число и тему урока.

Как вы думаете, о чём или о ком пойдёт речь сегодня на уроке?

Чему мы должны научиться на уроке? (ответы учащихся)

Сегодня на уроке мы познакомися с обычаями запорожцев; будем учиться составлять сравнительную характеристику Остапа и Андрия; постараемся узнать, почему Андрий – предатель, а Остапа – герой, хотя они родные братья.

Мотивация учебной деятельности.

- Как вы понимаете значение слов: товарищество, героизм, предательство? (Героизм – отвага, решительность и самопожертвование в критической обстановке.

Товарищество – близость, основанная на товарищеских отношениях

Товарищ – человек, близкий по взглядам, деятельности, условиям жизни.

Предательство – поступок предателя.

Предатель – человек, который предал, изменник.)

Кого из героев повести мы можем назвать предателем, а кого героем? Почему?

Объяснение нового материала.

-Итак,  обо всём по порядку.

Тарас, не дав сыновьям побыть дома и дня, отправляется с ними на Сечь. Почему так быстро? Почему сам едет? Что это за место такое необыкновенное?

-Что собой представляет Запорожская Сечь? (Сообщения учащихся)

-Как вы думаете, какой ожидали увидеть Сечь братья? 

-Какой предстала Сечь перед героями? (стр. 44) ( «Вся Сечь представляла необыкновенное явление. Это было какое-то беспрерывное пиршество, бал, начавшийся шумно и потерявший конец свой». Такой показалась Сечь только что прибывшим туда сыновьям Тараса.)

- Поразили юношей многие особенности быта и обычаи запорожцев. Для читателя эти подробности тоже небезынтересны. Давайте поговорим о них.

-Чему учили молодых казаков в Сечи? («казаки почитали скучным заниматься изучением какой-нибудь дисциплины, кроме разве стрельбы в цель да изредка конной скачки и гоньбы за зверем в степях и лугах; всё остальное время отдавались гульбе – признаку широкого размёта душевной воли».)

Но тем не менее современники о них писали следующее: по словам Г. де Боплана, «Запорожцы в своем большинстве были крепкого телосложения, легко переносили голод, холод, жажду и жару; в войне неутомимы, отважные, сильные, или, точнее, дерзновенные и мало дорожат своей жизнью».

-Почему казаки  «мало дорожат своей жизнью»?  (Казаки умирают со словами: «Пусть же стоит во все времена православная Русская земля и будет ей вечная честь!» Мысли о родине и её безопасности оказываются сильнее страха перед смертью. Отношением к смерти проявляется характер настоящих героев.)

-Посмотрите, какого мастерства достигали запорожцы в боевых искусствах. Так ли уж пренебрегали они учениями? (Видео)

-Всякий ли мог стать запорожцем? Что для этого нужно? («вера в Христа»)

Хотя историк Д. Яворницкий пишет, что приём в Запорожскую Сечь новоприбывшего осуществлялся при выполнении следующих условий

  • он должен был быть вольным и неженатым (определение «вольный» подразумевало, что прибывший мог быть дворянином, поповичем, казаком, татарином, турком, но не крестьянином);
  • должен был хорошо говорить «малороссийской речью»; если прибывший был иноязычен, он должен был забыть свой родной язык и разговаривать «казацким языком» (в XVII веке язык надднепрянских украинцев называли русским, украинским или казацким);
  • должен был исповедовать православную веру, соблюдать посты, знать символы веры и молитвы (если пришедший был католиком или лютеранином, то должен был принять православие, если иудеем или мусульманином, то креститься в православную веру);
  • должен был пройти полное обучение по прибытию в Сечь — изучить войсковые порядки (выучиться «сечевому рыцарству»), и только после этого записываться в «испытанные товарищи», что могло произойти не раньше, чем через семь лет.

Вновь принятым казакам давались новые фамилии-прозвища на казацкий манер: Не-ридай-мене-мати, Шмат, Лисиця, Не-пий-воду и т. д.

-Какая общая цель объединяла запорожцев? (стремление защитить Отчизну, противостоять внедрению чуждой веры, борьба за независимость)

-Предлагаю вам восстановить текст, который поможет нам выяснить, что является самым дорогим в жизни запорожских казаков.

«Ваша нежба – чистое … (поле) да добрый … (конь).
Сабля – вот ваша …. ( матерь) !
(Запорожье) …. – вот где наука, так наука!
Там вам школа».

-Кто и кому говорит эти слова?

-Как украинские пословицы перекликаются с нравами и обычаями запорожских казаков:

1. Степь да воля – козацька доля

2. Де козак – там і слава.

3. Хліб і вода козацька їда.

4. Береженого Бог береже, а козака шабля стереже.

-Как выглядел казак? (некоторые обычаи и одежда:

  • бритьё голов
  • ношение:
    • шаровар
    • широких цветных поясов,
    • сафьяновых с острыми носками сапог
    • высоких остроконечных шапок
    • суконных, восточного покроя, кафтанов)

- Были ли законы в Запорожской республике? Расскажите о них. (стр. 46) (Как наказывали должников, воров, убийц?)

-Кто создаёт законы: старшины или казаки?

-Все ли равны перед законом?

- Что было необходимым  условием казацкого братства? (товарищество; сам погибай, а товарища выручай)

-Как казаки относились к измене? (смертная казнь)

-Так случилось, что именно Андрий, сын Тараса, предал Родину, отца, товарищей.

-Существует мнение, что человека формируют обстоятельства? А вы согласны с этим мнением? Может человек сам выбирает свою судьбу? Были ли вы в такой ситуации? Расскажите. (Выбор может быть различным. Но хотя бы раз в жизни человек стоит перед серьёзным выбором, который касается совести, чести, друзей, любимой, отчизны.)

Обращается к этой проблеме и Гоголь. Запорожцы, Тарас Бульба и его сыновья стоят перед выбором, как освободить товарищей, как не опозорить родной земли, что важнее для человека – любовь или отчизна? 

Эти и другие вопросы волнуют героев повести.

Сопоставляя героев, мы попробуем выяснить, когда человек становится предателем, в какой момент он переступает ту границу, за которой нет возврата обратно, а какой человек достоин называться патриотом.

-Чтобы понять, почему братья так по-разному распорядились своей жизнью, нам необходимо сравнить эти образы. Мы попробуем выяснить, когда человек становится предателем, в какой момент он переступает ту границу, за которой нет возврата обратно, а какой человек достоин называться патриотом.

- Что такое сравнительная характеристика? (нахождение общего и различного в героях)

-Итак, Остап и Андрий. Чтобы понять, почему один из них предатель, а другой герой, необходимо посмотреть, как они ведут себя в одних и тех же условиях. А условий таких немало. Что общего и различного у этих героев? Вы должны сейчас заполнить таблицу: «Сравнительная характеристика Остапа и Андрия»

(Раздаточный материал: «Сравнительная характеристика Остапа и Андрия» - таблица, которую заполоняют учащиеся самостоятельно. Работа в парах.)

Сопоставительные признаки

Остап

Андрий

1)внешность

«…два дюжие молодца, еще смотревшие семинаристы. Крепкие, здоровые лица их были

не касалась бритва».

исподлобья, как недавно

 выпущенные семинаристы,

покрыты первым пухом волос,

 которого еще не касалась бритва».

2)отношение к учебе

«…в первый год еще бежал. Его возвратили, высекли страшно и засадили за книгу. Четыре раза закапывал он букварь в землю, и четыре раза, отодравши его бесчеловечно, покупали новый». Тарас пригрозил оставить сына в монастырских служках, если он не выучится всем наукам, только после этого Остап начал заниматься.

«Он учился охотнее и без напряжения…

 Он был более изобретателен, нежели его брат…»

3)характер

Внешне суров, сдержан, но в душе отзывчив. Ясный ум, сильная воля, честность, мужество, сдержанность.

Чувствительный, нежный, но мало отзывчивый.

4)юношеские мечты

Мечтал стать настоящим казаком и отправиться в Запорожскую  Сечь.

С одной стороны кипел

жаждою подвига, но иногда

любил помечтать и

побродить в одиночестве по

улицам Киева.

5)поведение во время боя

Патриотизм, ненависть к врагу, героизм.

Хвастливость, предательство.

6)отношение к товариществу

До последней минуты своей жизни оставался настоящим товарищем.

Предал товарищей, увидев

голод, нищету, страдания людей

осаждаемого города; легкомыслие, бесцельность жизни.

7) близость к родителям

Ближе к отцу

Ближе к матери

8)отношение к личному счастью

Никогда не стремился к личному счастью.

Мечтал о личном счастье.

9)черты сходства

Одна семья; окружение; воспитание

10)черты отличия

Внешность, характер, поведение в бою; отношение к людям, последний день жизни.

Прослушивание 3-4 ответа, запись дополнений в таблицу.

-О том, что братья разные, мы видим из их сравнительной характеристики, а теперь давайте посмотрим, разные ли судьбы у них?

В нашей жизни часто бывает так, что нам приходится делать выбор, и этот выбор не всегда лёгкий. Перед Остапом и Андрием тоже встал этот выбор, но каждый из них выбрал своё. Почему один из низ выбирает смерть за Родину, а второй – предательство и личное счастье. (Ответы учащихся)

Вывод: Каждый выбирает то, что ему ближе, что для него дороже. У Остапа общественные интересы превыше личных, у Андрия наоборот.

-Можете ли вы понять и оправдать Андрия? Может это тогда время было такое и предательство осуждалось? Как в наше время обстоит дело?  Как вы сами относитесь к предательству?  (Ответы учащихся)

-Давайте посмотрим на предательство Андрия с точек зрения разных людей. Вот одно из них. Послушайте отрывок из повести М. Горького и скажите, как оценивает главный герой предательство Андрия и подвиг Остапа? Какое впечатление произвела  повесть «Тарас Бульба» На Смурого?

«Когда Тарас застрелил сына Андрия, повар, спустив ноги с койки, упёрся в неё руками, согнулся и заплакал – медленно потекли слёзы, капая на палубу. Измена Андрия вызвала в нём отвращение.

Он заплакал сильнее и горше,  когда Остап перед смертью крикнул: «Батьку! Где ты? Слышишь ли ты?»

-Всё погибло, - всхлипывал Смурый. – Эх, проклятое дело! А были люди, Тарас этот – а? Да, это – люди…

Взял у меня из рук книгу и внимательно рассмотрел её, окапав переплёт слезами. «Хорошая книга! Просто праздник!»

-Простить Андрия нельзя, но попробуем хотя бы объяснить его предательство, предательство отца, брата, товарищей, Отчизны. По трусости или ради чего он это сделал? (ответы учащихся)

-Когда произошло предательство: когда пришла татарка попросить хлеба для его возлюбленной, когда он увидел панночку или когда узнал, что она его любит?

 («Не достойна ли я вечных сожалений? Не лютый ли ты палач мой, моя свирепая судьба? Всех привела к ногам моим: лучших дворян  изо всего шляхетства, богатейших панов, графов и иноземных баронов, и все, что ни есть цвет нашего рыцарства. Всем им было вольно любить меня, и за великое благо всякий из них почёл бы любовь мою. И ни к одному из них не причаровала ты моего сердца.., а причаровала моё  сердце к чужому, к врагу нашему… Не обманывай, рыцарь, и себя, и меня… Знаю, и, к великому моему горю, знаю слишком хорошо, что тебе нельзя любить меня; и знаю, какой долг и завет твой: тебя зовут отец, товарищи, отчизна, а мы -  враги тебе.»)

-Какую речь в ответ на эти слова произносит Андрий? (Стр.59)

-Он просто стал предателем или стал врагом? Мог ли он отказаться воевать против своих?

-Мы его оправдать не можем. А может ли это сделать кто-нибудь из героев повести? (панночка)

-Представим, что могла сказать в его оправдание его любимая?

Выступление панночки.

Что такое любовь для Андрия? Это чувство для него неволя.

Влюблённый чувствует ответственность перед человеком, которого обожает.

Когда этот человек в беде, обязанность любящего – не бросить его на произвол судьбы, помочь ему. Андрий – несвободный человек. Он – любящий.

Но можно ли жить без любви? Можно ли жить без того, к чему стремиться душа? Наверное нет.

Надо, чтобы жизнь была наполнена любовью. Только тогда оно имеет смысл и его можно назвать полноценным. У Андрия было горячее сердце. Его душа была способна на великую любовь к женщине.

Любовь подневолила его и подтолкнула к предательству.

-А какие чувства вызвало у вас предательство Андрия? Запишите себе в тетрадь своё отношение к этому герою.

1) Я с отвращением отношусь к предательству Андрия;

2) Я не понимаю, как такой казак мог предать своих товарищей;

3) Мне жалко Андрия;

4) Я понимаю и оправдываю Андрия.

Поднимите руки, кто выбрал первый ответ, второй, третий, четвёртый.

Общие выводы: Несмотря на то, что Остап и Андрий родные братья, они абсолютно разные люди и судьба у каждого сложилась своя, непохожая.

А теперь, в конце урока, я попрошу рассказать о своем отношении к одному из героев, при этом обоснуйте свое мнение. (5мин) (Зачитывают несколько человек.)

Сочинение миниатюра «Моё отношение к поступку героя»

Я осуждаю Андрия за предательство. Хотя мне жалко его. Он действительно стоял перед серьёзным выбором: Отчизна, отец, брат и товарищи или любовь. На мой взгляд, слишком неравноценный выбор.

Но Андрий не только любит полячку, он чувствует перед ней «благоговейную боязнь»; он теряет волю и уже не принадлежит себе – готов погубить себя ради любви. А значит, юноша готов пожертвовать всем: семьей, верой, товарищами, земляками. Я считаю, что он изменил Родине, так как любил безрассудно…

Андрий вступил в трагический конфликт со всеми, но он не изменил себе, это выбор, ставший трагедией; этот конфликт не мог разрешиться иначе, чем смертью  героя.

Подытожим вышесказанное на уроке. Попробуем составить диаграмму «Жизнь Остапа и Андрия» и выяснить, когда же между ними образовалась пропасть?

                                                               Смерть Остапа - подвиг

                         Запорожская Сечь

                          бурса

детство                                                 Смерть Андрия – предательство

 

 

-Как вы думаете, когда расходятся пути Остапа и Андрия? 
(Во время осады города Дубно рассказ о героях распадается на две отдельных сюжетных линии, потому что расходятся пути двух братьев.  Разница между героями оказалась уже не только на моральном уроене, но и на уровне поступков. Поступки героев становятся определеяющими в их характеристике).

-Почему детство, бурса, и время, проведённое в Запорожской Сечи, обозначены одинаково у Остапа и Андрия?

-Почему стрелочка на диаграмме Остапа направлена вверх, а Андрия вниз?

-Когда образовалась пропасть между братьями?

Итоги урока. «Свободный микрофон»

• К чему подводит нас Гоголь, рассказывая о законах и нравах Сечи? (Для автора главное — святость товарищества, ответственность перед обществом)

• Зачем Тарас так настаивает на различиях между Остапом и Андрием в бою? Что он имеет в виду прежде всего? (Умение Остапа думать о товарищах, об общей пользе и желание Андрия выделиться)

• Что стало причиной предательства Андрия?

• Как Гоголь объяснял человеческую сторону его поступка?

• Можно ли понять и оправдать героя?

 

Домашнее задание. Прочитать главы 8-12. Подобрать цитаты из текста для характеристики Тараса Бульбы.

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: sashaohotni26
Просмотров: 315 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar