Главная » Файлы » Мои файлы

Открытые уроки
[ Скачать с сервера (44.2 Kb) ] 12.01.2016, 19:49

Урок в 7 классе

Нравственные уроки по повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель"

Цели:

  • продолжить знакомство с повестью А.С. Пушкина «Станционный смотритель», его позициями в решении нравственных проблем;
  • сопоставить евангельскую притчу о “блудном сыне” с пушкинской историей;
  • учить размышлять над поступками героев;
  • формировать навыки проблемного сопоставительного анализа текстов;
  • отрабатывать навыки ролевой игры, умение работать в группах,
  • развивать логическое мышление, связную монологическую речь;
  • воспитывать почитание и уважение к родителям, умение признавать свои ошибки и прощать других.

Тип урока: урок изучения нового материала (комбинированный)

Основные методы, применяемые на уроке: словесные , практические.

Оборудование: Презентация PowerPoint, книга «Литература»- 1992 г., раздаточный материад (оценочные листы), иллюстрация «Семья», карточки для оценивания устных ответов.

…Почитай отца твоего и мать твою,

чтобы продлились дни твои на земле.

Библия

Ход урока

Слайд1. I. Организация класса к уроку.

-Здравствуйте, дорогие ребята. Садитесь.

Слайд2. II. Объявление темы и цели урока

- Сегодня мы с вами завершаем изучение одного из самых проблематичных произведений  - повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель». Мы определим позицию автора в решении нравственных проблем; проанализируем яркие эпизоды, сопоставим их с евангельской притчей и извлечем свои уроки нравственности.

- Запишите, пожалуйста, тему урока.

- Себя вы будете оценивать сами при помощи оценочных листов. По ходу урока вы его заполните. Также за устные ответы вы получаете вот такие карточки. Желаю всем успеха!

 

III. Проверка домашнего задания.

- Вернёмся к нашей теме урока. Как она звучит?

- Что такое нравственнрсть? ( Нравственные понятия – это «что такое хорошо и что такое плохо», как правильно вести себя в той или иной ситуации, чтобы потом не мучила совесть)

- Приведите примеры безнравственных поступков.

- Давайте вспомним повесть «Станционный смотритель» и выясним, в чём главная проблема этого произведения. Назовите главных героев повести.

- Домашним заданием вам было составить план к повести. Прочтите, пожалуйста.

Слайд 3. IV. Актуализация опорных знаний учащихся.

  1. Кто больше?

Мы сейчас просмотрим фрагменты из кинофильма «Станционный смотритель», которые использовал Андрей Сапунов в своей песне Звон». Вы должны перечислить как можно больше эпизодов повести, использованные в клипе. Вам в этом поможет составленный дома план повести.

Видеоролик песни «Звон». (Дети перечисляют эпизоды).

Слайд 4.

  1. Вопросы к учащимся

-Понравился ли вам это видеоролик?

-Как название песни («Звон») связано с повестью?

-Совпадают ли ваши представления о киногероях с образами, которые присутствуют в повести?

-Какие эпизоды из повести «Станционный смотритель» продемонстрированы в клипе?

- Кому мы больше всего сострадаем из этих героев?

- Какой эпизод, на ваш взгляд, самый драматичный?

- Есть ли эпизоды, которые показывают, что герои счастливы?

- Можно ли назвать счастье Дуни полным?

- О чём плачет Дуня на могиле отца? ( сама, став матерью, поняла, что в стремлении быть счастливой, слишком жестоко поступила с отцом).

-Почему умер Самсон Вырин?

-Помог ли этот видеоролик лучше понять драматическую историю Самсона Вырина?

- Можно ли сказать, что семейная жизнь Самсона Вырина была счастливой? Почему?

Слайд 5. V. Мотивация учебной деятельности.

Задание классу. Мозговой штурм (работа у доски)

-Продолжите ассоциативный ряд : счастливая семья – это ….. (единство, любовь, взаимопонимание, взаимопомощь, тайна, спокойствие, дети и родители, близость интересов)

-Задумаемся, какую роль в нашей жизни играют родители? Чему они стремятся научить детей? (Родители дают жизнь детям, воспитывают их, стараются научить добру, любви, честности, хотят, чтобы они стали настоящими людьми. Но отношения детей и родителей часто складываются непросто из-за разницы взглядов на жизнь, несходства мнений, вкусов, из-за того, что дети хотят быть поскорее самостоятельными и не слушают советов родителей, хотят все делать по-своему. А в конечном итоге чаще всего правы оказываются все-таки родители).

Слайд 6. - Посмотрите на картину Рембрандта и скажите, кого изобразил художник?

-Эта картина написана по библейской Притче о блудном сыне?

-Что такое притча? (Краткий поучительный иносказательный рассказ )

- Кто с помощью слайдов презентации перескажет нам притчу о блудном сыне? (ученик рассказывает притчу) Слайды 7, 8, 9, 10.

  • Индивидуальное домашнее задание.

ПРИТЧА О БЛУДНОМ СЫНЕ

Еще сказал: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын пошел в дальнюю страну и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он пошел к одному из жителей страны той, а тот послал его пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествует хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного пеленка, и заколите; станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил. И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и, возвращаясь, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! Ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся (Лк.15,11-32).

- Как вы думаете, почему урок мы начали с притчи о блудном сыне? (Дуня так же, как и блудный сын, покинула дом. Потом тоже вернулась. Но отца не застала)

VI. Объяснение нового материала

  1. Вопросы к учащимся

- Можно ли провести некоторые параллели в содержании притчи и повести Пушкина? Если спроецировать жизнь Выриных на евангельский сюжет, что произойдет? (Зеркальное, перевёрнутое изображение.)

- Литературоведы провели исследование и сопоставили истории блудного сына и истории Дуни Выриной . Давайте их послушаем. Слайд11

  1. Выступление Литературоведов.

Притча

“Станционный смотритель”

Блудный сын сам уходит из родного дома с благословением отца

Отец сам отправляет дочь из родного дома (случайно, невольно), не предполагая, что расстается с ней навсегда.

Никто не ищет его

Отец разыскивает в Петербурге дочь, чтобы вернуть её домой

Ведёт разгульный образ жизни.

Дуня живет в Петербурге в роскоши и богатстве.

Радостная встреча сына с отцом

Прошли годы – смотритель умер в нищете и горе. Лишь после смерти отца Дуня, уже богатая барыня, посещает родные места.

Сын вернулся домой нищий и голодный. Он раскаялся в содеянном.

Авдотья Семеновна не вернулась,а зашла, проезжая мимо.

Примирение с отцом

Покаяние и примирение невозможно из-за смерти отца.

Слайд 12

3)    Аналитическая работа. Посмотрите на слайд № 8.

  • Прокомментируй иллюстрации. Какой эпизод изображен?
  • Почему Пушкин не закончил повесть столь же радостно, как художник свою картину?
  • Кто оказался счастливее: блудный сын или блудная дочь?
  • Чей отец оказался счастливее?

Слайд 13.

- Перед нами три героя: Самсон Вырин, Дуня и Минский. Виноваты ли герои повести друг перед другом? Если да, в чём? Наши актёры подготовили инсценировку. Они попытаются объяснить поступки героев.

 

  1. Ролевая игра «Момент истины»

Минский

- Я хочу сказать, что ты, Самсон, эгоист. Когда Дуня жила с тобой, дом был ухожен, еда приготовлена, все приезжающие – даже недовольные, приветливо улыбались, любуясь красотой дочери. Не правда ли очень удобно?

Посмотри, на кого ты похож? Небритый, сгорбленный, видно, любишь выпивать?  Без Дуни ты ни к чему не способен, это тебя и беспокоит, а не отцовские чувства.

К тому же ты сам «подтолкнул» Дуню к побегу: «Прокатись до церкви…» Ты всё, Самсон, понимал. Ты надеялся, что я женюсь на твоей дочери и заберу тебя к себе в Петербург, и ты там будешь жить припеваючи. Затем и приходил к нам в Петербург…  Разве мало денег я тебе дал? Ещё захотел?

Ты, Самсон, и не думал о своей бедной дочери. Какая судьба ждала её здесь? Выйти замуж за пивовара-пьяницу да пропадать здесь в глуши и бедности?

Ты «не думай, чтоб я Дуню мог покинуть: она будет счастлива, даю тебе честное слово».

Другой бы радовался, что дочь устроена. Дуня живёт в роскоши, мы любим друг друга, у нас - прелестные детки. Чего ещё желать? А ты… У Дуни своя собственная жизнь, и нечего к нам лезть.

Самсон Вырин

Сударь, доченька, да разве я о собственном благополучии думал? Неправда! Всю свою жизнь один, без жены, без мамок-нянек растил – воспитывал дочь. Я счастья хотел для своей дочери, но не украденного, а честного. Да придите, ваше высокоблагородие, да попросите руки дочери, да разве я отказал бы. Нет! Тайно увёзли, будто украли.

И в Петербург я не за деньгами приходил, а хоть одним глазком взглянуть на свою доченьку. Ведь ни одной весточки. «Жива ли, нет ли. Бог её ведает. Всяко случается. Не её первую, не её последнюю сманил проезжий повеса, а там подержал и бросил. Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу вместе с голью кабацкою. Как подумаешь порою, что и Дуня, может быть, тут же пропадает, так поневоле пожелаешь ей могилы.»

Дуня

Батюшка, мне нет прощения: я предала самого родного человека, тебя, отец.

Прости, но мне судьба дала шанс вырваться из этой глуши, и я не могла не воспользоваться им: красивый молодой гусар с прекрасными глазами потерял от меня голову, к тому же богатый, он позвал меня с собой. Я влюбилась. Это чувство было для меня столь новым и ярким, что захлестнуло меня полностью.

Прости, но я не хочу жить так, как ты живёшь. Я хочу блистать в свете, быть любимой.

Прости, что не писала. Дети часто поступают эгоистично по отношению к родителям. Новая жизнь в Петербурге и любовь закружила меня, дни мелькали незаметно. Потом родился первенец.

Но когда я оставалась одна, я плакала, скучала по тебе. Но боялась встречи. Да и господин мой не желал этих встреч, лишнее напоминание о моём презренном происхождении.

Единственное моё оправдание – я счастлива. Но моё счастье навсегда отравлено потерей отца.

 

- Понравилось ли вам выступление актёров?

- Согласны ли вы с такой интерпретацией образов?

- Я надеюсь, что эта встреча Дуни, Минского и Самсона Вырина поможет вам обозначить нравственные уроки А.С. Пушкина в повести, вы поработаете в группах и кратко ответите на вопросы.

  1. Работа в группах

1 группа. Права ли Дуня, что сбежала от отца?

2 группа. Кто виноват в смерти Самсона Вырина?

3 группа. Оптимистичен или пессимистичен финал повести?

4 группа. Составить памятку из 4-5 пунктов «Как следует относиться к своим родителям»

  • Уважай своих родителей за то, что они дали нам жизнь и воспитали вас.
  • Словом и делом выражай свое почтение.
  • Будь послушный.
  • Не ропщи на наказание.
  • Вовремя покайся в своих ошибках.
  • В нужде и старости ухаживай и корми их.

5 группа. Какие нравственные уроки А.С. Пушкина вы усвоили сегодня? (Важно уметь говорить и показывать своим родным, близким, людям, которые вас любят, что вы тоже любите их. Важно уметь искренне просить прощение. Нужно стараться жить так, чтобы собственная совесть не мучила. Всегда нужно помнить о тех, кто вас любит, чтобы не могли вы себя упрекнуть  в невнимательности и неблагодарности  по отношению к ним).

- Запишите «нравственные уроки», которые вы получили, прочитав повесть А.С.Пушкина.

-Ребята, как выдумаете, счастлива ли Дуня с Минским, или так и живёт в приживалках? Прямого ответа на этот вопрос у писателя нет.

Но наши литературоведы провели исследование по поводу счастливого варианта судьбы героини. Слайд 15

  1. Выступление литературоведов.
  1. По-видимому, неслучайно день отъезда Дуни из дома был воскресный, и собирались они к обедне. А гусар вызвался довезти её до церкви, возможно, так автор подсказывает некую благословенность пути героини.

И хочется верить, что пусть не сразу, но Минский всё же «довез до церкви» дочь смотрителя. Разве не в этом пытается нас убедить автор, вкладывая в уста мальчика – попутчика Дуни определение: «прекрасная барыня», «добрая барыня», «славная» барыня.

  1. Но разве благополучная судьба героини снимает её вину перед отцом, оправдывает её молчание все годы разлуки? Финал – Дуня рыдает на могиле отца. Таким образом, А.С. Пушкин предупреждает, что нам никто не обещал встречи для покаяния перед нашими родителями. Нужно помнить, что словами о прощении мы можем прийти слишком поздно.

Даже слишком запоздалый приезд Дуни, её раскаяние, слёзы на могиле отца – это минуты её духовного взросления и очищения. Соединение Дуни и её отца в жизни оказалось невозможным, но хочется верить, что в ту минуту произошло их духовное воссоединение и что, хотя бы на мгновенье, дочь снова обрела отца, а отец – дочь. В этом трагическая, но и духовно просветлённая интонация финала повести.

VII. Итоги урока.

-Итак, пора подвести итог нашей работы, который пройдёт в форме тестов. Верных ответов в каждом тесте может быть несколько. Слайд 16

Слайд 18. 2) Оценивание учащихся.

-А теперь пришла пора оценить свою работу. Заполните свои оценочные листы, подсчитайте баллы. (Считают, записывают).

- Ребята, поделитесь своими успехами. Я рада за вас.

- Соберите оценочные листы, я с ними ознакомлюсь и выставлю свои оценки за работу.

Слайд 19. VIII. Рефлексия.

 - Запишите ваше отношение к уроку.

Материал урока мне был понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным

- Кто выбрал 1-й вариант ответа – поднимите руки, кто выбрал 2-й вариант ответа– поднимите руки. Спасибо за откровенность.

Слайд 20. Слово учителя:

-Итак, ребята, наш урок по изучению повести А.С.Пушкина “Станционный смотритель” подходит к концу. Давайте еще раз прочитаем эпиграф к уроку. Откуда взяты эти строки?

-Как вы понимаете их смысл?

- Какие же уроки вы усвоили для себя, прочитав повесть Пушкина?

- Как следует относиться к родителям?

Слайд 21. -Давайте посмотрим на священное писание и выберем те высказывания, которые подходят нам в качестве выводов.

У святителя Тихона Задонского отдельно выделены в писании “Обязанности детей по отношению к родителям”:

1.     Дети должны испытывать чувство благодарности к своим родителям за то, что они дали им жизнь и воспитали их.

2.     Быть послушными.

3.     Словом и делом показывать родителям своё почтение.

4.     Наказания принимать от родителей как благо и не роптать на них, а, признавая свои ошибки, просить прощения.

5.     В нужде и старости родителей питать и со всяким усердием служить им.

6.     Детям, которые родителей своих не почитают, Господь законом своим определяет страшные казни.

Слайд 22. IX. Домашнее задание.

Написать сочинение-миниатюру по теме:

  • Можно ли считать, что возвращение Дуни состоялось?
  • Написать небольшое сочинение-письмо Дуне или Самосну Вырину, высказав в нём всё, что вам хотелось бы им сказать.

Оценочный лист

 

самооценивание

Оценка учителя

Домашнее задание - 4

 

 

Выступление -10

 

 

устные ответы - количество карточек

 

 

Тесты  - 4

 

 

Итого (Оценка)

 

 

 

 

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: sashaohotni26
Просмотров: 185 | Загрузок: 6 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar