Главная » Файлы » Мои файлы

«Использование технологии личностно – ориентированного обучения на уроках литературы».
[ Скачать с сервера (42.4 Kb) ] 04.01.2016, 21:56

В новой национальной системе образования приоритетное значение приобретает личность. Это требует разработки и внедрения новых обучающих технологий. Нуждаются, в частности, дальнейшего изучения вопроса применения методов обучения, обеспечивающих приобретение учащимися творческих способностей и умения самостоятельно добывать знания.
    Согласно Закону Украины "Об образовании", Государственного национального Доктринного развития образования Украины, Концепцией общего среднего образования осуществляется кардинальный переход от традиционного информационно-разъяснительного обучения, ориентированного на передачу готовых знаний, к личностно-развивающей, направленного не только на усвоение знаний, но и на способы учебной деятельности, на развитие творческой личности учащихся.
     Внедрение личностно-ориентированного подхода при обучении литературе предполагает всестороннее развитие учащихся. Технологии, которые активизируют процесс обучения, опираются не только на процессы восприятия, памяти, внимания, но и на творческое, продуктивное мышление и общение, активные формы и методы обучения. Технологии являются активными, у них существенно изменяются и роль учителя и роль ученика. Личностно-ориентированные технологии характеризуются гуманистической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка.
   Такие исследователи, как И.С. Якиманская, С. Рудаковская, О.И. Выговская сравнивают цель, сущность, технологию, содержание, формы и методы педагогической деятельности при условиях личностно ориентированного обучения и традиционного. Исходя из этого, существенно отличаются и добытые результаты: если при условиях традиционного обучения у учеников прослеживается адаптивность к  требованиям взрослых (педагога, воспитателя, родителей), которые создают для них нормативные ситуации, а также определённый уровень соискание научной информации, то результатом личностно ориентированного обучения яв-

ляется способность учащихся к преобразованию научно - педагогической информации на основании личного опыта, то есть построения субъективной модели

познания. Кроме этого, при условиях такого обучения и воспитания возникает креативность учащихся, которая позволяет им постоянно искать и находить выход из ситуаций, строить для себя новую модель, опираясь на знания, способы действий, которые есть в индивидуальном опыте.

     Можно считать, что цель личностно- ориентированного образования состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытной личности и диалогического взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией» .

     Исходя из этой трактовки цели личностно ориентированного образования, определяются ее основные человекообразующие  функции. Назовем их:
гуманитарная, сущность которой заключается в признании самоценности человека и обеспечении его физического и нравственного здоровья, осознания смысла жизни и активной позиции в нем, личностной свободы и возможности максимальной реализации собственного потенциала. Средством реализации этой функции есть понимание, взаимопонимание, общение и сотрудничество;
культурообразующая, направленная на сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования. Реализация этой функции позволяет приобщить человека к миру культуры, дать ей почувствовать общность с другими людьми с помощью единой (в том числе и национальной) культуры. Механизмом реализации этой функции является установление духовной взаимосвязи между человеком и его народом, приобщение к национальной культуре, принятие ее ценностей как своих и построение собственной жизни с их учетом;
социализации, которая предполагает обеспечение усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта, необходимого и достаточного для безболезненного вхождения человека в жизнь общества. Результатом реализации этой функции есть личностные значения, которые определяют отношение человека к миру, социальная позиция, самосознание, мировоззренческие ценности и отношения. Социализация происходит в процессе совместной деятельности и общения в определенной культурной среде. Соответственно, механизмами реализации этой функции является рефлексия, сохранение индивидуальности, творчество как личная позиция в любой деятельности и средство самоопределения.
    Для меня важны следующие существенные признаки личностно - ориентированного обучения:

1.Понятие «образование» трактуется более широко, что означает не только обучение, но и воспитание, самовоспитание, социализацию, то есть все процессы, которые развивают, формируют, «образовывают» личность.

2.Главной целью личностно-ориентированного образования является создание совокупности условий – это и осознаваемая цель деятельности, и чётко определённые социальные нормы деятельности и поведения.

3.Необходимо рассматривать человека как сложную систему, которая способна к саморазвитию. Соответственно, необходимо не навязывать личности пути её развития, а создавать как можно больше условий и возможностей для этого.

      Выбрав  личностно – ориентированное обучение, я придерживаюсь следующих принципов:

- стиль общения на уроке, отношения учитель – ученик должны основываться на педагогике сотрудничества;

-урок следует строить на деятельной основе: ученик активно работает сам, в парах, группах – на всех этапах урока, обучаясь самостоятельно добывать знания и применять их;

- овладения навыками целеопределения, планирования, организации, рефлексии, оценки, коррекции является обязательным;

- учитель должен опираться на субъективный опыт, психофизиологические особенности школьника, его интересы, ценностные ориентации, индивидуальный стиль учебной деятельности, создавать атмосферу успеха;

- ученик должен всё время находиться в ситуации выбора (уровень стремлений, темп учебной деятельности, вид заданий, способ обрабатывания материала);

- самыми эффективными с точки зрения достижения целей личностно - ориентированного обучения являются интерактивные методы обучения.

     Интерактивные методы обучают:

- формировать личные взгляды, высказывать и аргументировать их;

- уважать взгляды другого человека;

- обогащать свой социальный опыт путём переживания разных ситуаций;

- творчески усваивать учебный материал;

- анализировать факты и информацию;

- комфортно чувствовать себя на уроке.

В отличии от пассивных и активных методов обучения интерактивные предусматривают такое обучение, при котором и учитель, и ученики являются субъектами учебного процесса.

     Урок литературы занимает среди других учебных дисциплин особое место. Он отличается большими эмоциями, тесно связан с духовной жизнью человека.

     Личностно-ориентированное обучение на уроках литературы осуществляется через такие параметры:

-учёт личного и жизненного опыта, возрастных особенностей учащихся;

-сочетание в преподавании приёмов эмоционально-образного и логико-понятийного путей постижения художественного произведения;

-организация изучения художественного текста в процессе самостоятельной творческой деятельности школьников;

-побуждение учащихся к речевому высказыванию, формирование у них умения участвовать в дискуссии.

     На своих уроках я стремлюсь обеспечить оптимальный выбор приёмов, форм и методов работы с каждым учеником. Достичь этого можно при эффективном использовании интерактивных форм обучения, осуществлении межпредметных связей, обеспечении влияния средствами художественного текста на личность и использовании проблемно - поисковой работы с текстом в различных учебных ситуациях.

 

      Мне бы хотелось остановиться на отдельных этапах урока. Остановимся на первом этапе, на котором необходимо овладеть вниманием учащихся, настроить их на определённый эмоциональный тон. Для того, чтобы любой человек, привлечённый к деятельности, выступил в нём как субъект, он должен осознать личностно значимую для него цель. Работа учителя без мотивации и личностных оснований учащихся равнозначна работе в пустом классе. Именно на этом этапе ребёнок должен почувствовать, что проблемы, которые будут обсуждаться на уроке литературы, для него личностно - значимы. По данному вопросу существует множество рекомендаций психологов, методистов, преподавателей. Хотелось бы поделиться своими находками.

     Перед тем, как приступить к изучению нового произведения, предлагаю ребятам составить текст на заданную тему (приложение №1); можно задать проблемный вопрос (приложение №2); в старших классах учащиеся активно включаются в учебный процесс при написании сочинений - миниатюр на дискуссионные темы (например, при изучении “Ромео и Джульетты” В. Шекспира – “Нужна ли такая любовь?”, или при разборе “Капитанской дочки” А. С. Пушкина – “Поездка Петруши в стан врага – это поступок взрослого человека или ребёнка?”). Данная работа продуктивна тем, что после совместного анализа текста к ней можно вернуться и посмотреть на одну и ту же ситуацию новым взглядом.

    При работе над произведением я стараюсь проводить параллели с реальной жизнью, в которой постоянно возникают те или иные ситуации, требующие разрешений. Таким образом, ребята лучше начинают понимать себя. Творчество писателя зависит от творчества читателя. Поэтому большое искусство в качестве одного из условий предполагает доверие к творческим возможностям читателя. Без учёта самостоятельного мнения, личностного восприятия каждого ученика преподавание литературы невозможно. Задача педагога – пробудить чувства и направить мысль своего воспитанника, не нарушая, а лишь умело корректируя процесс общения автора с читателем.

      Наряду с традиционными  (составление планов, таблиц, пересказов, написание сочинений – миниатюр и т. п.) стараюсь использовать и нетрадиционные виды работ по развитию речи. Они стимулируют самостоятельное мышление учащихся, развитие творческих способностей. Среди них такие:

-составить вопросы для викторины по произведению или биографии писателя;

-«наградить» эпитетами, сравнениями героев произведения;

-сформулировать в виде пословицы идею произведения;

-составить словарик афоризмов определённого автора;

-высказаться от имени героя;

-поделиться своим впечатлением от прочитанного в форме письма автору.

    Особое место на моих уроках занимает ролевая игра.  Этот приём характеризуется высокой степенью активности у школьников. В учебный процесс включаются даже несмелые и стеснительные ученики, и это способствует их самоутверждению в классе. При этом воспитываются такие качества как сознательная дисциплина, инициатива, творчество. При подготовке к такому уроку учащимся также необходимы дополнительные знания. Ролевые игры помогают развивать интеллектуальные умения, выделять главное, делать выводы и умозаключения. Они дают учителю возможность приобщить ученика к творческой самостоятельной деятельности.

    С целью вхождения учащихся в естество литературных героев, прибегаю к инсценировкам произведений . Ярко проходят инсценировки эпизодов таких произведений, как «Ночь перед Рождеством» Н.В. Гоголя, «Приключения Тома Сойера» М. Твена, «Дары волхвов» О’Генри, «Мещанин во дворянстве» Мольера и др.(Приложение№3)

     При знакомстве с биографией писателя использую такой приём, как интервью с писателем, который имеет очень сильное воздействие на слушателей (приложение №4).

Также учащимся интересны и деловые игры, где они могут быть литературоведами, журналистами, художниками, музыкантами, актёрами. (Приложение № 4, 5).

     Важную роль особенно при изучении лирики играет выразительное чтение как способ влияния на эмоции ребёнка. Стараюсь убедить ученика в том, что правильно и неповторимо сказанное слово – это своеобразная магия, которая очаровывает. Выразительное чтение помогает понять и замысел автора, и собственное видение проблемы.

     Структура урока, построенного на учебном диалоге, наталкивает ученика на затрагивание глобальных и личностных проблем и обобщений, желание сопоставлять особенности разных точек зрений на поставленную проблему и соотносить со своим личным опытом. Поэтому в старших классах проводятся уроки типа «Урок - психологическое исследование» (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание») и «Урок - философское исследование» (по новелле Ф. Кафка «Превращение»), где проводится глубокий анализ изучаемого теста. Например, при изучении новеллы Ф. Кафки, учащиеся знакомятся с таким философским направлением, как экзистенциализм. Юные исследователи благодаря философии глубже понимают литературу. Именно таким способом они осознают единство гуманитарного познания мира и человека в нём, очерчивают философское обобщение и понимают неповторимость художественного образа. (Приложеник№6)

      Наверное, самые популярные технологии в личностно- ориентированном обучении - это такие технологии  как групповая форма учебной деятельности (работа в парах и малых группах) и работа над учебным проектом.

     Что может быть лучше для становления творческой личности, чем ощущение успеха и собственной значимости от результатов своего труда. Метод проектов направлен на стимулирование интереса учащихся к новым знаниям, развитие творческих способностей через решение проблем и применение их в конкретной деятельности. Также учащимся интересны и деловые ролевые игры, где они могут быть актёрами, литературоведами, художниками, музыкантами, критиками и т.п. (приложение №4, 5).

     Групповые технологии или педагогику сотрудничества использую обычно на вводных, повторительно-обобщающих уроках, при подготовке устных журналов, творческих заданий, подготовке проектов. В зависимости от темы и целей занятия количественный и качественный состав групп может быть различен. Группы получают  письменные задания, подробно прописанные на карточках, оговаривается время на их выполнение. Учащиеся выполняют задания, работая с текстом. В каждой группе назначается руководитель. Его функция – организация работы учащихся, сбор информации, обсуждение оценки каждого члена группы и выставление балла за порученную ему часть работы. По истечении времени группа отчитывается о проделанной работе в устной или письменной форме: даёт ответ на поставленный вопрос и сдаёт наброски своих наблюдений. За монологическое высказывание оценка ставится непосредственно на уроке.

      Приёмы, используемые на таких уроках, могут быть следующими: создание творческой работы; анализ текста; обнаружение своих личностных характеристик в персонаже, выбор нравственной, научной, эстетической позиции; придумывание заданий, составление кроссвордов, викторины; инсценировка; ролевые игры и задания, дающие возможность проявить себя. (Приложение № 7)

       Участники получают прекрасную возможность для формирования адекватной самооценки, веры в свои возможности, личной независимости в высказываниях, инициативы. Рассмотренные выше методы и приёмы обучения позволяют поддерживать познавательный интерес  учеников, формировать потребности и способности личности к саморазвитию.

     Чтобы учебный процесс стал еще более эффективным, целенаправленным, стараюсь применять на уроках проблемно-поисковый метод, использование проблемных творческих заданий;

Для этого необходимо:

а) создать в пространстве деятельности ученика значимую для него познавательную проблемную ситуацию;

б) вычленить противоречия в исследуемом объекте и довести их до осознания ученика; он должен осознать эти противоречия как проблему;

в) сформулировать задачу творческого типа, вытекающую из этой проблемы.

    Практически это реализуется через групповые дискуссии, мозговые штурмы, ролевые игры, развивающие способности детей. Вопросы такого характера помогут не повторить, а обобщить, сопоставить, выявить существенные и несущественные признаки изучаемых явлений. Так, при изучении стихотворения М. Лермонтова «Бородино», учащиеся должны найти исторические факты в содержании произведении. (Приложение №8).

 

      Рефлексия является  неотъемлемым и очень важным компонентом личностно ориентированного обучения. Она помогает учащимся и учителю осознать, чему они научились; оценить собственный уровень понимания и усвоения учебного материала; сравнить своё восприятие с мыслями, взглядами, чувствами других; увидеть реакцию учеников на обучение и внести необходимые коррективы.

Рефлексию стараюсь осуществлять в различных формах: в виде индивидуальной

работы, работы в парах, группах, дискуссии, в письменной и устной форме. Она всегда содержит несколько элементов: фиксация того, что произошло, определение размышлений и чувств из полученного опыта, планы на будущее развитие. 

    Рефлексия применяется после важнейших интерактивных упражнений, после урока, после окончания определенного этапа обучения. Технология рефлексии после отдельных упражнений, фрагментов урока может проводиться в форме устного обсуждения по вопросам:
• С какой целью вы делали это упражнение?
• Чему вы лично научились?
• Чему бы хотели научиться в дальнейшем?
   Подытоживая вышесказанное, можно сделать вывод, что личностно-ориентированное обучение

-развивает поиск оптимальных путей заинтересованности учащихся к обучению;

-побуждает к творчеству, самостоятельности;

-формирует умение объяснять свои мысли, толерантно относиться к мнению других;

-повышает умственную активность;

- воспитывает потребности в духовном самоусовершенствовании.

      А главное, личностно ориентированное обучение предоставляет детям возможность проявить свои творческие способности. Учащиеся активно включаются в создание творческих работ как группами, так и индивидуально. Результатом такой деятельности является презентация своего творчества, например, сказок и стихотворений. (Приложение №9)

       Важным элементом личностно-ориентированного обучения является внеклассная работа.

       Творческий праздник для школьника – это творческое вдохновение его души, реализация его мысли. Каждый праздник – это поэтапное творчество учеников и учителя, начиная со сбора чернового материала, его обработки, оформления, формы представления, темы проведения, анализ коллективного творческого дела, когда каждый имеет свою маленькую ответственность, может внести свою личную лепту в общее дело. А для того, чтобы удовлетворить интерес и желание каждого ученика, можно и нужно предложить несколько видов деятельности: каждый ученик выбирает то, что ему нравится и что он умеет. Это и деловая игра, и инсценировки, и выразительное чтение, и создание проекта, и оформление зала, реквизитов и костюмов, и танцевальное, вокальное творчество, и многое другое.

      Мною были подготовлен и проведен урок - путешествие «На родине С.А. Есенина», основанном на презентации. (Приложение № 10). Также у ребят вызвала живой интерес подготовка и проведение проектов «Весна в искусстве». (Приложение № 11). На этом мероприятии ребята смогли проявить и свой творческий потенциал в конкурсах поэтов и художников «Здравствуй, красавица весна!».

      Такая технология необходима в современных условиях обучения и содействует гуманизации образования.

     Как уже было сказано, основное значение личностно ориентированного образования состоит в создании благоприятных условий для развития личности каждого школьника. Не декларарация, а реальное воплощение на каждом уроке личностно- ориентированной деятельности позволит в значительной мере «продвинуть» личностное развитие ребёнка, актуализировать его потенциал.

С этой целью мною была проведена исследовательская работа :

1.Субъектность учащихся в образовательном процессе (приложение 12);

2. Мотивация успеха и боязнь неудачи (анкета А.А. Реана) (приложение13).

Основными признаками субъектности является самостоятельность, активность,

готовность к выбору.

Поведение школьника , ориентированное на результаты, допускает наличие мотивов достижения успеха и избежание неудачи. Каждый ученик имеет доминирующую тенденцию руководствоваться или достижениями успеха, или желанием избежать неудачи. Успехи вдохновляют его, а постоянное удовлетворение от достигнутого результата  приводят к удовлетворению родом занятий, то есть к стойкому позитивному отношению к учебной деятельности. Неудачи производят к возникновению фрустрации, что вызывает у школьника желание оставить эту деятельность.

     Технология личностно-ориентированного обучения необходима в современных условиях обучения и содействует гуманизации образования.

Категория: Мои файлы | Добавил: sashaohotni26
Просмотров: 136 | Загрузок: 7 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar