Главная » Файлы » Мои файлы

Литературные чтения «Поэзия серебряного века»
[ Скачать с сервера (30.7 Kb) ] 04.01.2016, 23:18

 «Мы – дети страшных лет России» А. Блок

 Звучит музыка А.Н.Скрябина «Листки альбома» ( оп.45 №1)

1 Ведущий. Здравствуйте дорогие друзья! Литературно-музыкальная гостиная вновь открыла свои двери. Не секрет, что поэзия мало интересует молодых людей в наше торопливое время. Но те из вас, кто впустил её в своё сердце - счастливые люди. Настоящая поэзия целебна для души. Она лечит недоверчивых и возвышает робких. Самых ленивых и нелюбопытных она может заставить плакать, если успеет заглянуть в случайно отворённую створку души.

2 Ведущий. Конец XIX - начало ХХ века - это один из самых сложных и интересных периодов в истории России. Это эпоха величайших социальных катаклизмов и грандиозных революционных битв. В воздухе носится ощущение тревоги, предощущение бури.

 Двадцатый век…еще бездомней,
Еще страшнее жизни мгла,
Еще чернее и огромней
Тень Люциферова крыла.

1 ведущий. Но это и один из самых плодотворных периодов в русской культуре. Это всплеск новаций и развитие традиций в живописи, музыке, литературе, это масса новых имен, течений, направлений, объединений.

2 Ведущий. Но, пожалуй, наиболее яркой и богатой страницей культуры этого периода стала поэзия, недаром получившая впоследствии название "поэзии Серебряного века". Здесь и символисты с их стремлением к мистике, символам и воплощению впечатлений от хаоса Вселенной. Здесь и акмеисты с их утверждением высочайшей самоценности земного бытия. Здесь и футуристы с их "Пощечиной общественному вкусу", с их эпатажем общества.

1 Ведущий. По времени Серебряный век пришелся на начало 20 века. Разные литературоведы по-разному очерчивают хронологические границы этого периода. И если его исходная граница совпадает с рубежом веков, то финал его достаточно размыт, т.к. в разные сроки оканчивали свой творческий и жизненный путь отдельные поэты, к Серебряному веку принадлежавшие.

2 ведущий. Однако многие литературоведы считают, что все закончилось после 1917 года, с началом Гражданской войны. Хотя люди, поэты остались, многие из них продолжали писать стихотворения, но сама характерная атмосфера эпохи модерна сошла на нет.

1 Ведущий. Атмосфера эпохи модерна…(звучит музыка). Атмосфера безупречного рыцарства мужчин и беспредельной женственности дам, атмосфера старых книг и розовых бутонов за кушаком, хлыстиков с перчатками и золотого, как небо, аи. Юноши, стремящиеся к путешествиям, подвигам, принимающие законы чести за законы жизни, и трепетные девушки, ожидающие самой большой любви, единственной на всю жизнь.

2 Ведущий. Литература всегда является отражением жизни. Новое катастрофическое время начала 20 века требовало от поэта нового языка. Так рождается модернизм. Модернизм не отображает действительность, а создаёт новые художественные миры, в которых представлены разные грани бытия.

1 Ведущий. Русская литература серебряного века явила блестящее созвездие ярких индивидуальностей. Бальмонт и Сологуб, Брюсов и Блок, Гумилев и Ахматова, Мандельштам, Волошин, Цветаева, Северянин, Есенин, Маяковский и другие знаменитые поэты в этот период написали свои лучшие творения.

2 Ведущий. Сегодня мы окажемся в самом центре поэтической жизни начала 20 века. В Большой аудитории Политехнического музея проходила целая серия поэтических вечеров, на которых поэты и публика вступали в прямой диалог; приговоры, поддержка, одобрение или неприятие выносились тут же. Может быть, никогда ещё поэты не стояли так близко к своему читателю и не ощущали его так отчётливо.

1 Ведущий. У нас на «Вечере новой поэзии» представители модернистских  течений Серебряного века. А сейчас встречайте! Король поэтов Игорь Северянин!

Северянин. « Рескрипт короля»

Отныне плащ мой фиолетов,

Берета бархат в серебре:

Я избран королём поэтов

На зависть нудной мошкаре.

Меня не любят корифеи-

Им неудобен мой талант:

Им изменили лесофеи

И больше не плетут гирлянд.

Лишь мне восторг и поклоненье

И славы пряный фимиам,

Моим - любовь и песнопенья!-

Недосягаемым стихам.

1 Ведущий. Да,  футуризм был самым скандальным из модернистских течений. Голый эпатаж футуристов часто не принимался публикой.

На сцене рядом с Северяниным появляется Давид Давидович Бурлюк, в руках у него имитация сборника «Лысеющий хвост». (одет в парусиновый балахон, крупный, сутулый, медведеобразный)

Бурлюк.

Мне нравится беременный мужчина:

Как он хорош у памятника Пушкина,

Одетый в серую тужурку

И ковыряет пальцем штукатурку.

2 Ведущий. Господин Бурлюк, да вам же никогда бушующая публика не давала дочитать этот опус, до сих пор так и неизвестно, что случилось с беременным мужчиной возле памятника Пушкину.

1 Ведущий. А вот и Маяковский, который присоединяется к футуристам ( в жёлтой блузке).

Футуристы произносят свои эстетические декларации.

Маяковский : Читающим - наше Новое, Первое, Неожиданное.
Только мы – лицо нашего времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве.
Северянин: Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов. 
Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч. с Парохода Современности.
Бурлюк: Вымойте ваши руки, прикасавшиеся к грязной слизи книг, написанных этими бесчисленными Леонидами Андреевыми.
Маяковский: Всем этим Куприным, Блокам, Черным, Буниным и прочим нужна лишь дача на реке. Такую награду судьба дает портным
Вместе, С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество.

Выходит Пастернак.

2 Ведущий. Пастернак также начинал с футуризма. Когда Пастернаку понадобилось дать определение поэзии, он не нашёл ничего другого, как единым взглядом, слухом – не выборочно, подряд охватить окружающее.

Пастернак. Поэзия - Это - круто налившийся свист,
Это - щёлканье сдавленных льдинок,

Это - ночь, леденящая лист,
Это - двух соловьёв поединок. (Футуристы уходят.)

2 Ведущий. Вот они, футуристы! Поскандалили и ушли. Тем не менее без этой вызывающей поэзии трудно представить начало 20 века, безумного и бурного.

1 Ведущий. А ведь у истоков модернизма в России был символизм.

2 Ведущий. А вот и главный теоретик символизма Вячеслав Иванов.

Иванов. Поэзия есть «тайнопись неизречённого». От художника требуется не только сверхиррациональная чуткость, но тончайшее владение искусством намёка: ценность стихотворной речи – в «недосказанности», утаённости смысла. Главное средство передачи созерцаемых тайных смыслов – символ.

Звучит романс на стихи К. Бальмонта.

1 Ведущий. Константин Бальмонт был одним из ярчайших представителей символизма.

2 Ведущий « Бальмонт не писал стихов, Бальмонт пел песни, и его слушала вся Россия»,- говорил про поэта Георгий Адамович.

1 Ведущий. Поэт – символист обращается не ко всем, а только к посвящённым, не к читателю – потребителю, а только к читателю – творцу, соавтору.

На сцену выходит Ф.Сологуб.

Я – Бог таинственного мира,

Весь мир в одних моих мечтах.

Не сотворю себе кумира

Ни на земле, ни в небесах.

Моей божественной природы

Я не открою никому.

Тружусь, как раб, а для свободы

Зову я ночь, покой и тьму.

Проецируются картины Символисты.

Бальмонт. Никаких преград!... Мы свободны и одиноки!

Сологуб. С этим ужасом не сравнится никакой порабощённый мистицизм прошлых веков!

Гиппиус. Символы должны естественно и невольно выливаться из глубины действительности!

Иванов. Создания искусства- это приотворённые двери в вечность!

Блок. «Невозможное было возможно. Но возможное — было мечтой.»

1 Ведущий. Да, господа символисты вскружили головы целому поколению! Их стихотворениями  не только говорили, но и пели. И ведь есть чем восхищаться!

Бальмонт.

Будем, как солнце всегда- молодое,

Нежно ласкать огневые цветы,

Воздух прозрачный и всё золотое.

Счастлив ли ты? Будь же счастливее вдвое,

Будь воплощеньем внезапной мечты!

Символисты уходят со сцены.

2 Ведущий. Журден открыл на старости лет, что он всю жизнь говорил прозой. Русские символисты открыли поэзию: изначальную, образную природу слова. Они запечатлели все слова, все образы, предназначив их исключительно для литургического употребления. Получилось крайне неудобно – ни пройти, ни встать, ни сесть. На столе нельзя обедать, потому что это не просто стол. Нельзя зажечь огня, потому что это может значить такое, что сам потом рад не будешь.

1 Ведущий. Акмеизм возник из противостояния символизму. Прочь от символизма, да здравствует живая роза!

2 ведущий. Яркими представителями акмеизма была семейная пара: Гумилёв и Ахматова.

Видео Ахматова и Гумилёв

На сцену выходят Николай Гумилёв и Анна Ахматова. Проецируется семейный портрет.

2 ведущий. Романтику и красоту Гумилев находил не только в путешествиях, не только в экзотике Африки или историческом прошлом, но и в самом повседневном, самом, казалось бы, обыденном.

1 Ведущий. У акмеистов тоже была своя программа.

Гумилёв. Мы –«Цех поэтов», потому что искусство – это ремесло.

Ахматова. Шекспир показал нам внутренний мир человека, Рабле – тело и его радости, Вийон поведал нам о жизни. Соединить в себе эти  моменты – вот та мечта, которая объединяет сейчас между собой людей, так смело называющих себя акмеистами.

На сцене появляется Мандельштам.

Мандельштам.

Дано мне тело – что мне делать с ним,

Таким единым и таким моим?

За радость тихую дышать и жить

Кого, скажите, мне благодарить?

Я и садовник, я же и цветок,

В темнице мира я не одинок.

На стёкла вечности уже легло

Моё дыхание, моё тепло.

Запечатлеется на нём узор,

Неузнаваемый с недавних пор.

Пускай мгновения стекает муть-

Узора милого не зачеркнуть. (Уходят.)

Ведущий. Литературное течение имажинизм {фр. imag — образ) официально оформилось в России в 1919 г.  Имажинисты — поэтическая группа, члены которой увлекались «теорией образа». Возглавляли течение В.Г. Шершеневич, С.А. Есенин и А.Б. Мариенгоф.

Выходят Шершеневич, Есенин, Мариенгоф.

Мариенгоф. Основа имажинизма — слово-метафора с единственным определённым значением.
Шершеневич. Стихи нужно писать так, чтобы читать их было можно и с начала, и с конца.
Есенин:  Для меня сохраняли своё образы Родины, природы и др. «Не я выдумал этот образ, он был и есть основа русского духа и глаза, но я первый развил его и положил основным камнем в своих стихах»
Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа...
Не видать конца и края —
Только синь сосет глаза.
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».

Уходят.

2 Ведущий. « Испепеляющие годы! Безумья ль в вас, надежды ль весть?»- именно этот блоковский вопрос – ответ является ключом  пониманию Русского Ренессанса, так называли серебряный век русской поэзии.

1 Ведущий. Каждый из поэтов серебряного века, протестуя, бушуя, негодуя, выражал свою гражданскую позицию! Судьба большинства из них трагична.

Проецируются портреты поэтов и текст.

Игорь Северянин (1887 – 1941)  « Вне политики» и «без родины» вынужденная эмиграция с 1920 года. Умер в нищете и безвестности в Таллинне.

Как хороши, как свежи будут розы,

Моей страной мне брошенные в гроб!

Владимир Маяковский (1892 – 1930) Покончил жизнь самоубийством.

И я, как весну человечества,

Рождённую в трудах и в бою,

Пою  моё отечество,

республику мою!

Давид Бурлюк (1882 – 1967 ) В 1919 году эмигрировал, жил в США.

Пастернак (1890 -1960) награждён нобелевской премией за роман «Доктор Живаго», вслед за этим он был подвергнут гонениям со стороны советского правительства:

Я пропал, как зверь в загоне.
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони,
Мне наружу ходу нет.
Что же сделал я за пакость,
Я убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей.

Вячеслав Иванов (1866 -!949) Пытался способствовать делу послереволюционного просвещения, но вынужден был эмигрировать в Италию.

Константин Бальмонт ( 1867 – 1942)  В 1920 году, преследуемый болезнями и голодом, эмигрировал во Францию. Умер в нищете и заброшенности под Парижем.

И ты поймёшь, как горек хлеб чужой,

Как тяжелы чужих домов ступени,

Поднимешься – в борьбе с самим собой

И вниз пойдёшь – своей стыдяся тени.

Александр Блок (1880-1821) был одним из тех деятелей искусства Петрограда, кто не просто принял советскую власть, но согласился работать на её пользу. Тяжёлые нагрузки в советских учреждениях и проживание в голодном и холодном революционном Петрограде окончательно расшатали здоровье поэта. Перед смертью, после получения отрицательного ответа на запрос о выезде на лечение за границу, поэт сознательно уничтожил свои записи, отказывался от приёма пищи и лекарств

Зинаида Гиппиус (1869 – 1945 ) Не приняв революцию, эмигрировала в Париж.

Осип Мандельштам ( 1891 – 1938 ) Создавший страстную инвективу «кремлёвскому горцу», сгинул в водовороте репрессий.

Николай Гумилёв (1886 – 1921 ) Расстрелян по обвинению в контрреволюционном заговоре.

Анна Ахматова ( 1889 – 1966). Репрессирован и расстрелян муж, долгие годы в тюрьме сын, запрет на публикацию стихов.

Нет! И не под чуждым небосводом

И не под защитой чуждых крыл-

Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью, был.

Сергей Есенин (1995-1925) 28 декабря 1925 года Есенина нашли мёртвым в ленинградской гостинице «Англетер». Официальная версия - покончил жизнь самоубийством. Возникли версии об убийстве поэта с последующей инсценировкой самоубийства (как правило, в организации убийства обвиняются сотрудники ОГПУ

До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.
До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей,-
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.

Цветаева (1892-1941) расстрелян муж, дочь в лагерях ГУЛАГА. Покончила жизнь самоубийством

1 Ведущий. Такими были русские поэты серебряного века. Люди высочайшей культуры, тот светоч мысли, который необходим нам всегда. Где бы и каким бы был наш народ, если бы постоянно не находились люди, не подвергающиеся нравственной деформации, способные выстоять!

1 Ведущий. А сейчас, как когда-то в 1918 году в Политехническом музее, мы прослушаем выступления поэтов серебряного века.

Презентация поэтов учащимися (визитка и стихотворение)

Пастернак  Цветаева  Есенин   Ахматова  Блок  Мандельштам  Гумилёв

2 Ведущий. Все мы бежим по замкнутому кругу бесконечных забот, бежим, забывая о времени, и только ахать успеваем – опять зима, опять – весна. И как нужны нам порой такие остановки, такие поэтические вечера, на которых мы проникаемся духом поэзии, этого поистине великого искусства.

1 Ведущий. Поэзия Серебряного века прошла большой путь. Несомненно, в своем развитии она обогатила русскую культуру, забросила свои семена в будущее.
Я - голос Ваш, жар Вашего дыханья,
Я - отраженье Вашего лица.
Напрасных крыл напрасны трепетанья
Ведь все равно я с вами до конца.
(А.Ахматова "Многим")

2 Ведущий. Нить преданий и традиций не оборвалась и поныне. Удивительный пласт "поэзии Серебряного века", пусть и отодвинутый временем, излучает свою энергию и сейчас.

Звучит песня М.Таривердиева "У зеркала" (Слова М.Цветаевой)

Категория: Мои файлы | Добавил: sashaohotni26
Просмотров: 189 | Загрузок: 7 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar