Главная » Файлы » Мои файлы

Конкурс знатоков русского языка
[ Скачать с сервера (25.5 Kb) ] 04.01.2016, 23:02

Конкурс знатоков русского языка

1-й ведущий. Вся жизнь человека неразрывно связана с языком. В детстве мы с упоением слушаем  народные сказки, песни, былины. Позже происходит знакомство с классической литературой, с творчеством таких замечательных мастеров слова, как А. С. Пушкин, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой.

2-й ведущий. Не удивительно, что Генеральная конференция ЮНЕСКО провозгласила соответствующий праздник – Международный день родного языка. Без языка не существовал бы мир. Как рыба не может жить без воды, так человек не может существовать без языка. На языке мы думаем, общаемся, творим.

1-й ведущий.  Праздник отмечается ежегодно, 21 февраля, и способствует языковому и культурному развитию. Так современники высоко ценят родной язык, ведь язык – важнейшее средство человеческого общения.

2-й ведущий.  А интересно, как относились к языку в давние времена? Перенесемся на минуточку в Древнюю Грецию и послушаем разговор двух людей: рабовладельца Ксанфа и его раба – первого баснописца Эзопа.

(Сценка, заранее подготовленная учениками.)

- Я велел тебе, Эзоп, купить на базаре лучшую в мире вещь. Где она?

- Вот, мой господин. Это – язык!

- Почему язык? Неужели ты считаешь. Что это самая дорогая в мире вещь?

- Да, мой господин. Разве может быть на свете что-нибудь дороже языка? Язык – это первые слова ребенка: «Мама», «солнце», «цветок». Язык дает нам возможность понимать друг друга. Язык – это целый мир. С помощью языка люди договариваются и рассуждают о мудрых вещах, устанавливают законы и строят города, признаются в любви и дарят людям радость. Нет ничего лучше языка!

- Ну, хорошо! Я велел тебе купить и худшую вещь в мире.

- Вот она, мой господин!

- Снова язык?!

- Да. Язык – это худшая вещь в мире. Язык может служить вражде и ненависти, быть орудием клеветы. С помощью языка люди обманывают друг друга и ссорятся, начинают раздоры и войны, уничтожают природу. Нет ничего хуже языка!

1-й ведущий. Трудно не согласиться с Эзопом. Подаренная нам природой возможность говорить обязывает ко многому. Так же считают и наши писатели. Сколько хороших слов сказано о русском языке.

 В.Г.Белинский: «Что русский язык – один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения».

2-й ведущий.  Н.В. Гоголь писал: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг…»

1-й ведущий.  Константин Георгиевич Паустовский сказал: “С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия”. Язык, на котором мы говорим - красив и богат.

Ученик 1.

Щедрое народное наследство –
Я люблю красивый наш язык,
Ведь на русском говорю я с детства,
Словно к матери, к нему привык.

Ученик 2.

Жизнь идет, словарь опережая.
(Сколько новых дел, событий, чувств!)
Мысль свою на русском выражая,
Я у предков многому учусь.

Ученик 3.

Навсегда вошли без перевода
Русские хорошие слова.
В речь и душу каждого народа
На правах духовного родства.

Ученик 4.

Я ко всем наукам ключ имею,
Я со всей Вселенною знаком –
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком.

Ученик 5.

Наш язык – язык труда и света,
Он широк, и ясен, и велик.
Слушает с волнением планета
Пушкина бессмертного язык!

1-й ведущий. А Н.Г. Чернышевский говорил «Изучать родной язык необходимо, чтобы уметь употреблять его для выражения своих мыслей». Знать свой язык обязан каждый. Сейчас мы проверим, какими знатоками родного языка вы являетесь. Объявляется конкурс «Знатоков родного языка», в котором принимают участие представители 6-А и 6-Б класса . (Ребята занимают места за столом)

2-й ведущий. Представьтесь, пожалуйста.

Приставки” 

Девиз:
Приставки всегда молодцы,
Приставки всегда впереди!

“Корни” 

Девиз:
Думай, пробуй и ищи,
Трудно будет – не пищи!

1-й ведущий.  Наш родной язык богат пословицами. Пословицы украшают нашу речь, делают её яркой и убедительной.

2-й ведущий. Пословицы недаром молвятся,

Без них прожить нельзя!

Они великие помощницы

И в жизни новые друзья.

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают,

Порой чему-то поучают

И от беды нас берегут.

1-й ведущий. Вот, например, пословицы о русском языке.

Без русского языка не сколотишь и сапога.

2-й ведущий. Русский язык -  сила слабого.

1-й ведущий. Дурное слово как смола: пристанет – не отлепишь.

2-й ведущий. Поменьше говори – побольше услышишь.

1-й ведущий. Велик и могуч русский язык.

2-й ведущий. Объявляется 1-й конкурс «Дополни пословицу». Вспомните пословицы по началу фразы и продолжите их. (Команды по очереди отвечают, им вручаются жетоны)

Учитель.

  1. Век живи - …(век учись).
  2. Крепкую дружбу топором …(не разрубишь).
  3. Без труда … (не вытащишь и рыбку из пруда).
  4. Землю солнце красит , а человека - …(труд).
  5. Человек без Родины, … (что соловей без песни).
  6.  Нет друга – ищи, … (а нашёл береги).
  7. Поспешишь … (людей насмешишь).
  8. Язык мой - …(враг мой).
  9. Семеро одного … (не ждут).
  10. Хочешь есть калачи …(не сиди на печи).
  11. Делу время … (потехе час).
  12. Друзья познаются в …(беде).

Учитель.  Объявляется 2-й конкурс  «Вопрос-ответ». (За правильные ответы вы будете получать жетоны).

1. Слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопросы: кто? что?

2. Сколько падежей в русском языке?

3. Какие вопросы имеет родительный падеж?

4. Какие вопросы имеет винительный падеж?

5. Слова, которые обозначают действие предмета и отвечают на вопросы: что делать? что сделать? и др.

6. Слова, которые обозначают признак предмета и отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие?

7. В каком времени может находиться глагол?

8. Что такое числительное?

9. Что такое местоимение?

10. Назовите местоимения 1 (2,3) лица?

Учитель. Объявляется (3-й) конкурс «Фразеологизмов»

Фразеологизмы попали в нашу речь из литературных источников, различных профессий, библии. Они придают нашей речи особую меткость и выразительность).

  Раскройте смысл этих выражений. (Работают с карточками.  За правильный ответ выдаются жетоны. Читают ответы)

6-А. Во весь дух. (быстро)

Сесть в лужу. (быть обманутым)

Прикусить язык. (замолчать)

Знать на зубок. (выучить)

Оказаться у разбитого корыта. (остаться не с чем)

В час по чайной ложке. (медленно)

6-Б.Водить за нос.(обманывать)

Зарубить на носу. (запомнить)

Чесать языком. (болтать)

Делать из мухи слона. (преувеличивать)

Белая ворона. (о лишнем человеке)

За красивые глаза. (бесплатно, даром, просто так)

Учитель. 4-й Конкурс «Исправьте ошибку» (Команда получает текст, в котором нужно найти и исправить ошибки. За найденную ошибку получают жетон).

Зимние каникулы я правёл у дяди серёжи. Однажды ночю лес занисло пушыстым снегом. Мы ращистили трапинку к старошке, а потом катались налыжах. Заденешь ветку – политит тебе в лицо мяхкий снежок.

Учитель.  Музыкальная пауза.  Выступает танцевальная группа.

Учитель. Ребята, проверьте себя.

Учитель. Следующий конкурс (5-й). Найти слова, которые спрятались в слове ГРАДУСНИК. Кто больше? (За каждое слово – жетон)

Учитель. Конкурс для болельщиков. Вопрос-ответ

У кого глаза велики? (У страха.)

Чем горю не поможешь? (Слезами.)

Кого по осени считают? (Цыплят.)

Что красит человека? (Скромность.)

Чем не кормят соловья? (Баснями.)

В какие сани не следует садиться? (Не в свои.)

Без чего не вынешь рыбку из пруда? (Без труда.)

Что надо беречь смолоду? (Честь.)

Учитель.  Конкурс 6-й. Учимся писать стихи. (Участникам предлагаются опорные слова-рифмы: щенка – пока, помогите – найдите. У кого лучше – 5 жетонов, другой команде – 3 жетона).

(Четверостишие должно получиться примерно такое:

У меня есть три щенка,
Кличек нет у них пока.
Мне, ребята, помогите,
Клички для щенков найдите.)

 Учитель. Конкурс 7. Конкурс сочинений или стихотворений о родном языке. Выступление учащихся. (Индивидуальное награждение и дополнительный балл команде)

Учитель.  Итак, наш конкурс завершён. Команды, принесите жетоны для подсчёта баллов. А мы в завершении нашего конкурса послушаем стихотворения о русском языке.

Ученик 1. Учите русский - годы кряду,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждет великая награда,
И та награда – в нем самом.

Ученик 2. Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! (И.С. Тургенев)

Учитель.  Как хочется, чтобы эти строки стали девизом всех нас! Ведь это же наш язык, наша речь, наше достояние. Ребята, любите и изучайте наш родной  язык!

   Для подведения итогов - слово уважаемому жюри. (Выступлен

Категория: Мои файлы | Добавил: sashaohotni26
Просмотров: 150 | Загрузок: 6 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar