Главная » Файлы » Мои файлы

Доклады на областные конференции
[ Скачать с сервера (42.4 Kb) ] 04.01.2016, 21:25

Использование проблемного обучения при работе   

над романом Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

(из опыта работы учителя высшей категории Охотниковой С.М.)

Слайд 1. Добрый  день, уважаемые коллеги.  Разрешите поздравить вас с 190-й годовщиной со дня рождения великого русского писателя Фёдора Михайловича Достоевского и пожелать всем творческих успехов.

Тема моего доклада  - «Проблемное обучение при изучении романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Слайд 2. Эпиграфом к своему докладу я взяла слова русского философа

В. Розанова: «Достоевский есть самый интимный, самый внутренний писатель, так что его читая – как будто не другого кого-то читаешь, а слушаешь свою же душу, только глубже, чем обычно, чем всегда…» 

Поражает предельная искренность писателя, его честность, умение с потрясающей силой и глубиной раскрыть самые сокровенные тайники человеческого сознания, выразить любовь к человеку и веру в него. Читая Достоевского, обогащаешь себя, становишься на ступеньку выше и еще более приближаешься к писателю.

Слайд 3. Фёдор Михайлович Достоевский, на мой взгляд, - один из самых востребованных писателей современности. В наш век, в котором правят деньги и IP-технологии, человечность уходит на второй план. И здесь без Достоевского не обойтись. Ни для кого из нас не секрет, что после прочтения его творения, из наших душ уходит зависть, злоба, меркантильность; его книги очищают и исцеляют наши души, мы начинаем понимать, что главное в этом мире.

Слайд 4. «Преступление и наказание» - это одно из самых сложных и совершенных произведений Достоевского,  вокруг которого по сей день ведутся споры. И это понятно. «Преступление и наказание»- роман во всех отношениях необычный. Это проблемный, « идеологический» роман, которого раньше не было ни в русской, ни в мировой литературе. Приступая к изучению великого романа, у учителя возникает боязнь «объять необъятное»: а вдруг, что-то очень важное упустишь. И мне бы хотелось поделиться опытом изучения романа «Преступление и наказание».

 

 

Слайд 5.  В своей работе над романом я использую методические рекомендации Владимира Георгиевича Маранцмана: «Проблемное изучение романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Методы и приёмы этого выдающегося педагога и литературоведа помогут разнообразить ваши уроки, заинтересуют и приблизят к истине учащихся.

 Анализ романа должен предусматривать решение следующих задач:
      • проследить основные мотивы романа, тщательно проанализировать эпизоды, ложно или неполно истолкованные при самостоятельном чтении;
      • помочь учащимся уяснить, что «внутренняя целесообразность и спаянность всех элементов» в романе направлена писателем на раскрытие главной мысли;

      • определить характер проблемных ситуаций, помогающих ученику не только проникнуть в стиль, язык, образную систему романа, погрузить в сферу мыслей и чувств автора, но и выработать и выразить свое отношение к этим мыслям и чувствам.

 Слайд 6.  Я думаю, что проблемное обучение лучше всего поможет учащимся разобраться в романе.

Что же такое проблемное обучение?

Проблемное обучение постоянно ставит обучаемого в ситуацию задачи, решение которой непременно требует работы мышления.

Слайд 7. Цели проблемного обучения:

1. Сформировать у учащихся необходимую систему знаний, умений и навыков.

2. Достигнуть высокого уровня развития школьников, развития способности к самообучению, самообразованию.

3. Сформировать особый стиль умственной деятельности, исследовательскую активность и самостоятельность учащихся.

Слайд 8. Достоинства проблемного обучения:

  1. обеспечивает особый тип мышления, глубину убеждений, прочность усвоения знаний и творческое их применение в практической деятельности;
  2. способствует формированию мотивации достижения успеха;
  3. развивает мыслительные способности учащихся.

Слайд 9. Художественная система произведений Достоевского еще не получила и, видимо, вряд ли получит однозначную оценку. Разрабатывая систему уроков по роману «Преступление и наказание», учитель должен отталкиваться от представления, что опыт жизни писателя-гуманиста претворяется в его художественно-творческом методе. Достоевский видел извечный и неодолимый закон человеческого существования во враждебной  противопоставленности возвышенных характеров и окружающих их обстоятельств. Поэтому центральным вопросом анализа романа стал вопрос: «Действительно ли люди делятся на „тварей дрожащих“ и „владык“?»

Слайд 10. Частный вопрос у Достоевского приобретает значение общефилософского. Поэтому вопросы из романа сделаны темами некоторых уроков. Эти темы, в свою очередь, становятся частью перспективного плана изучения произведения, который сложился следующим образом: (перед вами темы уроков)

 Урок 1. «Человек есть тайна... я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком». Проблемная лекция.
      Урок 2. «Понимаете ли вы, что значит, когда уже некуда больше идти?» Беседа, построенная на сопоставлении иллюстраций художников.
      Урок 3—4. «Ну, не правду я сказал, что мы одного поля ягоды?» Беседа, построенная на сопоставлении художественного текста с киноверсией.
      Урок 5. «...С этим человеком так не пройдет!» Работа над творческим пересказом.
      Урок 6. «Чем... моя мысль была глупее других мыслей и теорий?» Диспут.
      Урок 7. «Вечная Сонечка! Пока мир стоит!» Устное словесное рисование.
      Урок 8. Достоевский и теория Раскольникова. Беседа, построенная на сопоставлении плана романа и его осуществления.

В своём докладе я постараюсь остановиться на более интересных моментах из цикла уроков по роману «Преступление и наказание».

Слайд 11. ( Тема первого урока) Урок 1. «Человек есть тайна... я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком» (метод проектов)

Цель урока: ­раскрыть своеобразие художественного сознания и идеологическую позицию писателя через знакомство с биографией, замыслом Достоевского, историей создания романа, спорами, возникшими вокруг романа.
      Первый, вводный, урок не должен стараться все разъяснить. Его задача — активизировать учеников, зажечь их интересом к писателю, пробудить в них вопросы.

Слайд 12.  Форма урока – метод проектов, который познакомит нас с биографией писателя и историей создания романа. Важно с первых же уроков сосредоточить внимание учащихся на главной проблеме, поставленной в романе, — человек и идея.

Учащиеся готовят проекты  по следующим направлениям:
      — детство и отрочество в Москве в небогатой патриархальной семье лекаря Мариинской больницы для бедных: религиозность семьи, домашние чтения, смерть матери, смерть горячо любимого Пушкина, смерть отца;
      — юность в военно-инженерном училище в Петербурге, служба в чертежной инженерного департамента, отставка и занятие любимым делом — писательством; успех романа «Бедные люди», знакомство с В. Г. Белинским;
      — увлечение утопическим социализмом, кружок Петрашевского; арест, 8 месяцев в Алексеевском равелине Петропавловской крепости, публичная казнь; отмена ее в последний момент; Омский каторжный острог (1850—1854), изучение типов личности преступников;
      — возвращение в Петербург в 1859 г.; романы «Униженные и оскорбленные» (1861—1863) и «Записки из Мертвого дома» (1864—1865); знакомство с идеями Ф. Шиллера, А. И. Герцена и др.; посещение Европы; сближение со славянофилами; «почвенничество»;

      - история создания романа «Преступление и наказание».

  Слайд 13. Перед вами фрагмент урока, где учащиеся защищают свои проекты.

 Слайд 14. Это результаты исследований группы, которая работала над проектом «История создания романа «Преступление и наказание». Ребята пришли к следующему выводу: « Жизненный опыт, постоянные размышления о соседстве добра и зла в душе человека, страстное желание найти объяснение странным и порой необъяснимым поступкам человека натолкнули Достоевского на написание романа «Преступление и наказание».

      Таким образом происходит подведение учеников к центральному перспективному вопросу изучения романа: «Действительно ли люди делятся на „тварей дрожащих“ и „владык“?»

  Слайд 15. (Тема второго урока) Урок 2. «Понимаете ли вы, что значит, когда уже некуда больше идти?»

Цель урока: познакомить с семьёй Мармеладова; показать роль образа Петербурга и жизненных тупиков героев романа в раскрытии теории Раскольникова.
    Слайд 16.   Постановка основного проблемного вопроса этого урока: «Понимаете ли вы, что значит, когда уже некуда больше идти?» — определена первоначальными суждениями учеников.

      Классу предлагаются вопросы:

  •  Сочувствие или неприязнь к Мармеладову  вызывает у вас автор?
  •  Что подразумевает Мармеладов, когда говорит «некуда идти»?
  • Как понимает «некуда идти» Раскольников?
  • В чем причины несчастья семьи видит сам Мармеладов и в чем видит их Раскольников?

    Слайд 17.  Ученики приходят к мысли, что в романе показаны не только вызывающие ужас сцены бедственного положения семьи Мармеладова, но прежде всего трагедия сознания униженных и оскорбленных.
 Если в несчастьях своей семьи Мармеладов обвиняет себя, то Раскольников объясняет их некой закономерностью: определенный процент должен уходить, чтобы расчищать дорогу «владыкам».

Слайд 18. „Преступление и наказание“ Достоевского — тот роман, где вне образа города невозможно постижение трагедии героев произведения. Поэтому,  на уроке используются сравнение иллюстраций к роману художников Дементия Шмаринова и Ильи Глазунова, а также музыка И.-С. Баха и  С.В. Рахманинова.

Слайд 19. В результате групповой работы, ребята приходят к следующим выводам: у Глазунова иллюстрации овеяны глубоким философским содержанием духа великого города, где жили и страдали униженные и оскорблённые. Художнику удалось передать  ощущение холода и равнодушия города-монстра к человеку. Его город подавляет.

Слайд 20. Художник Шмаринов  раскрывает нам холодный, бездушный облик города в мрачных громадах домов, узких улочках, угрюмых лестницах. Томительная безысходность настроения этих пейзажных рисунков обрамляет сложные и противоречивые характеры героев романа и помогает понять жестокое бессердечие одних, тоскливое отчаяние других.

Ученики, сравнивая иллюстрации, не только представляют себе обстановку действия романа, но и погружаются в его атмосферу, что помогает разобраться в чувствах и душевном состоянии героев.

Слайд 21. Чтобы углубить впечатления от иллюстраций художников, сравниваем их с городом-красавцем Петербургом.

Слайд 22. Отвечая на вопрос: «Как у Достоевского раскрывается образ Петербурга?», школьники связывают зарождение теории Раскольникова с давящим, душным образом города. Крошечная, низкая клетушка, шагов в шесть длиной, — это жилище Раскольникова. Давящие, низкие потолки, теснота и убогость жилища  заставляют человека чувствовать себя униженным.

Петербург в романе — это город, в котором человеку «некуда идти», город «униженных и оскорбленных».
Выводы, к которым приходят ученики к концу урока, таковы: на фоне несчастий «униженных и оскорбленных» и холодного, безразличного к человеку города зарождается и получает свое развитие страшная теория Раскольникова.

Слайд 23. Результатом этого урока явилось стихотворение ученицы 11-А класса.. Ильинской Марии.

Углы, ступени,

Жёлтые дома

И теснота кричащих комнат.

Пыль и духота…

И в этой тесноте – Раскольников-Наполеон,

Который свою душу похоронит.

Ты, современный человек, уволь

Свои хлопоты по добыче денег,

упившись мирским пиром.

Задумайся, а может быть не стоит

Менять души частицу на владенье миром…

Слайд 24.  На следующих уроках мы рассматриваем тему… Уроки 3—4. «Ну, не правду я сказал, что мы одного поля ягоды?», которые

посвящены двойникам Раскольникова: Лужину и Свидригайлову.

      Цель урока: раскрыть роль сопоставления в романе образов Лужина и Свидригайлова с образом Раскольникова; показать, какова роль двойников в романе.
Урок начинается с ответа на вопрос домашнего задания: «Есть ли в романе, кроме Раскольникова, герои, считающие превосходство одних людей над другими нормой?»

Слайд 25. Ученики в процессе чтения иногда могут не обратить внимания на детали, которые обеспечивают глубину постижения произведения. Поэтому на уроке предлагается сравнить художественное произведение с его экранизацией. Для сравнения из текста романа выбраны письмо матери Раскольникова, эпизоды встреч Раскольникова с Лужиным и Свидригайловым, сцена разрыва Дуни с Лужиным и киноверсии этих эпизодов.

Чтобы лучше понять образы героев, формулируются такие вопросы:

Где реальный, а где искусственный Лужин?

 Кто Свидригайлов — изверг или жертва?
Слайд 26. При изучении этой темы используются интерактивные методы обучения.

Сначала остановим внимание учеников на Лужине.  

Задача учителя — помочь школьникам обнаружить несоответствие характеристик Лужина Пульхерией Александровной тому, какие реальные его качества явно проглядываются в этих характеристиках. Для этого предлагаем заполнение таблицы, в первом столбике которой содержится характеристика Лужина  в письме Пульхерией Александровной. Задача учеников — записать во вторую графу скрытый подтекст оценок матери Раскольникова.

Качества Лужина
по определению матери
Раскольникова в письме

Что подразумевалось
на самом деле
(ответы учеников)

1. «человек... весьма солидный и приличный, немного только угрюмый и как бы высокомерный»

1. «Лужин старается только произвести впечатление человека солидного и приличного, на самом деле он груб и высокомерен по отношению к таким, как мать и сестра Раскольникова»

2. «В первый же свой визит он объявил нам, что он человек положительный, но во многом разделяет, как он сам выразился, „убеждения новейших поколений наших“ и враг всех предрассудков»

2. «Порядочный человек не будет говорить о своих достоинствах, как это делает Лужин. Он бесцеремонно выставляет себя с лучшей стороны и обманом хочет взять согласие Дуни»

и. т. д.

 

Ученики увидели, что под маской благопристойного человека скрывается расчетливость, наглость, невежественность Лужина.

Слайд 27. Вторая часть урока, посвящена образу Свидригайлова и сравнению его с Раскольниковым, а также общим выводам.
Образ Свидригайлова — сложный, понять его с первого раза ученикам трудно. Обычно первоначальные впечатления об этом герое бывают отрицательными. Ученикам предстоит решить на уроке вопросы: «Прав ли Свидригайлов, утверждая, что они с Раскольниковым «одного поля ягоды»?

 Кто Свидригайлов: изверг или жертва? А кто тогда  Раскольников?»     

Вопрос заставляет учеников вспомнить  теорию Раскольникова и прийти к выводу, что Достоевский изображает Раскольникова, как и Свидригайлова, жертвой.

Слайд 28. Классу предлагается сравнить впечатления, сложившиеся о Свидригайлове, после просмотра  эпизода из кинофильма (сцену последнего свидания этого героя с Дуней) и подумать над вопросом «Помогает ли эпизод из фильма опровергнуть первоначальное впечатление о Свидригайлове, сложившееся после знакомства с письмом матери Раскольникова? Что вы можете сказать о киноверсии этого образа? Кто вам более симпатичен: Свидригайлов или Лужин? Почему?» Киноверсия

Ученики приходят к выводу, что Свидригайлов меньший негодяй, чем Лужин, потому что он искренен, способен любить и понимает ту бездну, в которую он опустился. Свидригайлов — человек, пресыщенный жизнью настолько, что не видит смысла продолжать ее дальше. Он погибает на дуэли с самим собой.

Слайд 29.  Выводы, к которым приходят учащиеся на уроке: Лужина и Раскольникова связывает принцип, которым Лужин пользуется в жизни, а Раскольников — в своем преступлении: для достижения цели «все средства хороши». Ученики приходят к мысли, что под разными лозунгами скрывается одна несправедливая идея о неравенстве людей.

Свидригайлов — образ человека, которого раздирают внутренние противоречия: бесцельная и беспутная жизнь стала тяготить его, он чувствует одиночество. Это удел, который мог бы ожидать и Раскольникова.

Слайд 30. Тема следующего урока: Урок 5. «...С этим человеком так не пройдет!»

 Цель урока: показать, как в поединках с Порфирием Петровичем раскрывается образ Раскольникова.

На этом урока учащиеся постараются решить проблему: «Почему Порфирий Петрович преследует Раскольникова?»

Слайд 31.  Проводится ролевая игра в виде творческого пересказа от имени героев: спор Раскольникова и Порфирия Петровича. Учащиеся работают в парах, используя авторские ремарки и внутренние монологи.

Работа предваряется постановкой вопроса: «Что важно Порфирию Петровичу и что важно Раскольникову в этих трех встречах-поединках?»

Рассказ Порфирия Петровича:
«Я хотел спасти Раскольникова»

Рассказ Раскольникова:
«Порфирий Петрович хотел поймать меня»

«Наконец наступил тот день, когда ко мне должен был прийти Раскольников. Я с нетерпением ждал его. Даже пригласил Заметова, чтобы увидеть его реакцию. И когда услышал еще с лестницы его хохот, я сразу понял, чем вызвано это притворное веселье» и т. д.

«Я был уверен, что сыграно мною очень хорошо и, главное, натурально. Но стоило мне увидеть его умные глаза, как я понял, что выкрутиться перед таким человеком будет сложно. А тут еще Заметов. „Сговорились!“ — мелькнуло у меня в голове. Но я решил не сдаваться, потому что фактов против меня у него не было» и т. д.

 

Слайд 32. Такая форма работы помогла ученикам понять позиции двух героев, и   прийти к ответу на вопрос: «Что важно Порфирию Петровичу и что важно Раскольникову в этих трех встречах-поединках?» Они разобрались, что для Порфирия Петровича, понявшего характер Раскольникова, было важно спасти этого человека от нравственной катастрофы и возродить его к новой жизни.  Ученики, находя и обсуждая авторские ремарки, увидели, что в них отражается внутреннее состояние Раскольникова: желание скрыть истинное лицо, не выдать себя, но горькая правда прорывается через его фальшивый тон, неестественное поведение.

      Проблемный вопрос, ведущий к следующему уроку: «Порфирий Петрович был прав, считая, что Раскольников сам покается. Он так и сделал. Но действительно ли кается Раскольников? Действительно ли отрекается от своей теории?»
Слайд 33. Тема 6-го урока… Урок 6. «Чем... моя мысль была глупее других мыслей и теорий?»

Цель урока: раскрыть антигуманную сущность теории Раскольникова.

 Слайд 34. Урок проходит в форме диспута, так как учащиеся должны сделать правильные выводы об антигуманной теории Раскольникова самостоятельно.

Он начинается с рассмотрения идеи Раскольникова о делении людей на разряды, с вопросов: «В чем причина возникновения такой теории? Как Раскольников пришел к своей идее?»

Учащиеся приходят к выводу: автор стремится убедить читателя, что героя увлек идеал сильной личности и о её праве на преступление ради великих целей, что мысль эта родила желание самому вступить в число «избранных». 
Слайд 35. Учителю важно узнать отношение учеников к теории Раскольникова, поэтому он задает вопрос: «Что вы думаете о теории Раскольникова? Что происходит в душе героя после преступления?»
      Отвечая на вопрос, ученики приходят к пониманию, что Достоевский показал в романе человека, задумавшего идею и проверившего ее. Тем самым писатель продемонстрировал, как чудовищная мысль может искалечить человека, оторвать его от других людей.

Слайд 36. Предлагается учащимся просмотреть видеоролик, созданный по кинофильму «Преступление и наказание», и ответить на вопрос: «О чём предупреждает современников автор этого ролика?».

Слайд 37.  Седьмой урок посвящён главной героине романа – Соне Мармеладовой.  Тема урока.

Урок 7. «Вечная Сонечка! Пока мир стоит!»

Цель урока: выявить роль сравнения убеждений Сони Мармеладовой и теории Раскольникова в раскрытии идейного смысла романа.
      Основной проблемный вопрос урока: «Какое значение придавал своим словам Раскольников, говоря: „Вечная Сонечка! пока мир стоит!“?

Слайд 38.  Задаем вопрос: «Только ли слабость и кротость обнаруживает автор в Соне?»
     В ходе урока ученики понимают, что, отрекаясь от себя, Соня сделала свой выбор. Это выбор сильного человека. И это отречение не во имя той свободы, которую подразумевает Раскольников, а для близких, для людей.
     Слайд 39. Далее идет инсценировка эпизода чтения Соней отрывка из Евангелия о воскресении Лазаря. Ученики приходят к пониманию, что чувства и поведение Сони передают мысли и отношение к Библии автора, благодаря которому эту Вечную книгу читает вечная Сонечка. Для Достоевского только смирением и жертвенной любовью можно спасаться и спасать. И потому совсем по-другому воспринимаются после чтения «Преступления и наказания» слова Раскольникова: «Сонечка, вечная Сонечка! Пока стоит мир!»

Слайд 40. На последнем уроке рассматриваем тему… Урок 8. Достоевский и теория Раскольникова

      Цель урока:  понять глубину, сложность, противоречивость мысли Достоевского в решении проблем, поставленных в романе.
Этот урок проходит в форме диспута, где учащиеся, отвечая на вопрос: «Каким же был выбор самого писателя?»,  говорят, что Достоевский любил ставить проблемы перед читателями, тем самым призывал задумываться над насущными вопросами. Показывая идеи и настроения своего времени, Достоевский создал свой великий роман-предостережение.   

Слайд 41. Развитие творчества учащихся – одна из важнейших задач учителя. На уроках проводится работа по составлению сенквейнов: «Герои романа». Вот некоторыё из них:

               Достоевский

Гениальный, тонко чувствующий душу

Много пережил, выстрадал, написал

Писатель-психолог

Соня

Падшая, жертвующая

Терпит, страдает, любит

Сильная

Раскольников

Мятежный, страдающий

Бедствует, ищет, ошибается

Преступник

Старуха-процентщица

Мерзкая, жадная

Копит, унижает, обижает,

Жертва

Слайд 47. Я горжусь своими талантливыми коллегами. В заключении я предлагаю послушать вам стихотворение учителя высшей категории Огурцовой Ларисы Викторовны, которое посвящено юбилею Ф.М. Достоевского.

Не топорами, пушками, концлагерями

 Себя мы в мире утверждать должны

 От безысходности в веках стеная,

 Давайте всё-таки останемся людьми.

 

Не топором рубить бы этот узел,

 Что завязала нам жестокая судьба.

 Пусть кто-то шёл ва-банк, а кто-то струсил.

 Но жизнь у каждого одна.

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: sashaohotni26
Просмотров: 178 | Загрузок: 5 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar