Главная » Файлы » Мои файлы

Доклады на областные конференции
[ Скачать с сервера (34.4 Kb) ] 04.01.2016, 21:09

Изучение творчества
М. Булгакова в
cредней общеобразовательной школе

(из опыта работы школьного методического объединения учителей русской словесности Первомайской общеобразовательной школы І-ІІІ ступеней № 5)

 

Слайд 1. Добрый  день, уважаемые коллеги.  Разрешите поздравить вас с 120-й годовщиной со дня рождения великого русского писателя Михаила Афанасьевича Булгакова и пожелать всем творческих успехов.

Тема моего доклада «Изучение творчества М. Булгакова в средней общеобразовательной школе. Из опыта работы школьного методического объединения учителей русской словесности Первомайской общеобразовательной школы І-ІІІ ступеней №5».

Слайд 2. Преподавание в нашей школе ведётся на русском языке. Таким образом, выполняется конституционный закон, где гарантируется свободное развитие, использование и защита русского и  других языков национальных меньшинств Украины.

     Слайд 3.  Языковая ситуация на Украине, как правило, характеризуется исследователями как всеобщий билингвизм, то есть всеобщее владение украинским и русским языками и преимущественное использование этих языков примерно равным количеством граждан в разных регионах Украины. Перед вами данные «Использование языков в восточном регионе Украины» (опрос Киевского международного института социологии, 2003 год, данные по макрорегионам), где мы видим, что на русском языке говорят 86, 8%, на украинском 3,7%, остальные 9, 6% - на суржике, хотя, на мой взгляд, эта цифра занижена.

В этих условиях особая роль отводится учителю – словеснику.

      Слайд 4. Наше школьное методическое объединение  учителей русской словесности опытное – все учителя имеют высшую квалификационную категорию.  Педагоги  проводят огромную работу по обучению русскому языку и литературе и способствует формированию гуманистического мировоззрения, духовному воспитанию, расширению культурно-познавательных интересов учащихся.

     Школьное методическое объединение работает над реализацией научно-методической проблемы: «Повышение качества образования путём усовершенствования творческого сотрудничества учителей и учащихся с целью формирования компетентности саморазвития школьников»                           

     Слайд 5. Целью нашей работы является приобщение учащихся к общечеловеческим духовным ценностям, воспитание потребности в чтении и интереса к художественному слову, формирование эстетических вкусов и потребностей, высокой общей и читательской культуры.

Изучение творчества М.А.Булгакова создаёт прекрасные условия, при которых учащиеся находятся в активном поиске, а обучение становится продуктивным.

     Слайд 6. Наверное, каждый учитель испытывает невольный трепет, приступая к изучению произведений Михаила Афанасьевича Булгакова. Какие методы и приемы выбрать, чтобы донести до учащихся весь нравственный потенциал произведений, чтобы учащиеся полюбили этого писателя так же, как и вы? Как вместить шедевры М. Булгакова в рамки школьной программы и в ограниченное количество уроков? Ведь так хотелось бы, чтобы ребята прочли  роман в полном объёме и смогли осмыслить его.

Мы бы хотели поделиться своим опытом изучения произведений этого писателя. Его роман «Мастер и Маргарита» - роман нового времени, требующий участия в совместном творчестве учителя и учащегося и определяющий современный педагогический подход к изучению.

      Слайд 7. Наиболее приемлемой и эффективной при работе над романом учитель-методист Головинова Людмила Васильевна считает проблемно-поисковую технологию.        

      Слайд 8. Вопросы на её уроках и темы итоговой работы формулируются в виде проблем, решение которых и создаёт живую практику мышления, заставляет природную потребность ребёнка мыслить, мыслить по-настоящему.

  • Какое дело нам, людям ХХІ века, до трагического поединка Иешуа и Понтия Пилата?
  • Над чем потешается нечистая сила?
  • Добро или зло несёт Воланд?
  • Какова роль двойников в романе?
  • Как связаны темы любви и творчества?

   Слайд 9. Подводя итог изучению романа, учитель считает целесообразным предложить учащимся, интересующимся современным искусством, сочинение- миниатюру «Портрет со своим лицом».

Например, Александр Малинчук, ученик 11-А класса, описал портрет М.Булгакова, автором которого является болгарский художник Борис Дескудов:

«Передо мной необычный портрет русского писателя М.Булгакова. Меня     поразили глубокий психологизм, тонкое понимание писателя. Перед нами не фотография, а целая судьба, живой человек, отражённый языком современного искусства. Дьявольская аура Булгакова подчёркивает индивидуально-психологическую особенность писателя, его связь с героями романа, повестей. Они ещё долго будут востребованы читателям, потому что спор продолжается. Эти проблемы вечны.

 Почему, зачем, откуда зло?

Если есть Бог, то как может быть зло?

Если есть зло, то как может быть Бог?

Михаил Булгаков начал отсчёт в понимании вечных проблем своим творчеством…

         Слайд 10. Цель работы старшего учителя Абрамовой Людмилы Николаевны определить, как практическими примерами учащиеся могут подтвердить полученные знания.

Для этого необходимо создать проблемную ситуацию, например: «Удалось ли Булгакову, следуя собственному замыслу, отразить в романе «Мастер и Маргарита» эпоху 30-х годов?» Учащиеся получают задания, для работы в группах: соотнести знания о реальной атмосфере 30-х годов с содержанием романа.

  • 1 группа - гл.7: «Нехорошая квартира» (Почему эта квартира получила такое название?)
  • 2 группа – гл.13: «Явление героя» (Причины попадания Бездомного в психиатрическую клинику)
  • 3 группа – гл.5: «Дело было в Грибоедове» (Оценка состояния литературы и литературные кадры)

Слайд 11. Чтобы приучить современное поколение учащихся к вдумчивому чтению, нужны новые нестандартные подходы к организации этого рода деятельности. Так считает старший учитель Огурцова Лариса Викторовна. При изучении романа «Мастер и Маргарита» она даёт учащимся филологических классов коллективные, групповые и индивидуальные задания.

  • Инсценировка эпизодов (начало романа «На Патриарших прудах», «Встреча Мастера и Маргариты»)
  • Составление интервью : с Воландом, Понтием Пилатом, Иешуа.
  • Создать словесную иллюстрацию («Коллективный портрет писателей на балу в МОССАЛИТе», словесное описание квартиры- музея Мастера в переулке близ Арбата)
  •  Сочинение-миниатюра от имени героя («История жизни Мастера», «История жизни Маргариты»).

Слайд 12. Разнообразить работу на уроке позволяют такие интерактивные виды деятельности:

  • Аналитическая эстафета (трактовка имён свиты Воланда)
  • Игра «Чёрный ящик» (угадать, что лежит в ящике, по словесному описанию предмета из романа)
  • Конкурс «Семь раз отмерь, один раз отрежь» (определить эпизод по семи подсказкам, например, «тучи, луна, демоны, кони, горы, площадка, Понтий Пилат)
  • Ролевая игра «По ту сторону зеркала» (надо представить и рассказать, о чём думал Мастер после своего исчезновения)
  • Связь с другими видами искусства (выразительное чтение под музыку «Адажио» Альбиони  стихотворения «С любимыми не расставайтесь» А.Кочеткова после чтения исчезновения Мастера)
  • Круглый стол
  • Лекция с паузами

Слайд 13. Интересную форму работы использует на уроках внеклассного чтения Леонидова Людмила Петровна. Это сравнительная характеристика особенностей творчества М.Булгакова и А. Блока. И хоть на первый взгляд такая работа покажется лишь литературоведческим упражнением, но она помогает выявить дух того времени.

Слайд 14. В ходе компаративного анализа учащиеся приходят к следующим выводам. Общее:

  • Отношение к революции у обоих писателей противоречивое: признание мощи народа и страх перед ним;
  • Чёрно-белая графика «Двенадцати», образы снега и метели Блока находили отражение в «Белой гвардии» Булгакова как ощущение возмездия, исторического рока, постигшего героев

Различное:

  • М.Булгаков воспринимает метель как враждебное, А.Блок- как очищение, он идёт навстречу ей;
  • А.Блок уходит из дома, ломает привычный быт, разрушает устои  – всё должно быть новым, а булгаковские герои страдают, покидая дом, и счастливы возвращаться опять к себе, к себе во всех смыслах этого слова.

Для Булгакова тема дома возникает как тема нравственного бездомья. В конце романа «Мастер и Маргарита» его герои приобретают дом, то есть приходят к покою, как воплощению мечты, не дарованному на земле.

Таковы два типа отношений двух крупнейших русских писателей к главной трагедии своего века.

Слайд 15. Метод проектов – один из самых востребованных методов в современной школе. Поэтому неудивительно, что мы используем их на своих уроках.

 Проектные технологии направлены на стимулирование интереса учащихся к новым знаниям, развитие творческих способностей через решение проблем и применение их в конкретной деятельности.

Слайд 16. На вводном уроке, при изучении жизненного и творческого пути писателя, были продемонстрированы проекты учащихся по следующим направлениям:

     Слайд 17.

  •  1 группа: «Развитие литературы и искусства в 30-е годы ХХ века»
  • 2 группа: «Биография М. Булгакова»
  • 3 группа: «Трудный творческий путь писателя»
  • 4 группа: «История создания романа «Мастер и Маргарита» .

Ребята проявили творческий подход  к выполнению проектов. По их словам, это  увлекательно и познавательно. Такая подготовительная работа поможет лучше понять и осмыслить роман.

     Слайд 18. На своих уроках я пытаюсь акцентировать внимание на философско – этических проблемах романа «Мастер и Маргарита». Важно отметить, что именно взгляды выдающегося немецкого философа Канта оказали большое влияние на взгляды писателя.

     Слайд 19. И поэтому заключительный урок, который подводит черту под изучением романа – «урок – философское исследование», где учащиеся приходят к определённым выводам, которые показаны на слайде.

     Слайд 20. Развитие творчества учащихся – одна из важнейших задач учителя. Во время проведения Недели русского языка был проведён Конкурс художников: «Самый яркий эпизод романа «Мастер и Маргарита». Наиболее удачные работы вы можете увидеть на слайде.

     Слайд 21. В школе работает детский театр. И к 120-летию со Дня рождения М.А.Булгакова учащиеся подготовили инсценировки отрывков из произведений писателя.

     Слайд 22. Также ребятам нравится составлять сенканы к героям романа.

Маргарита.

Любящая, самоотверженная

Любила, страдала, летала

Готова пойти на всё ради любимого человека.

Королева.

Мастер

Гениальный, слабый.

Творил, любил, сдался.

Ищет покоя.

Творец.

Воланд.

Холодный, справедливый.

Испытывает, наказывает, награждает.

Восстанавливает равновесие между добром и злом.

Царь тьмы.

Иешуа

Добрый,  сильный.

Безвинно страдает, проповедует, лечит.

Стремиться установить Царство добра.

Мессия.

     Слайд 23. В заключении хотелось бы отметить тезис об огромном воспитательном воздействии на учащихся творчества М.Булгакова выдержками из их сочинений: «Прочитав роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита», я смог понять то, что должен понять и осуществить каждый из нас: если творить добро, то зло навсегда покинет наши души, а значит, мир станет лучше и добрее».

«Этот роман об ответственности человека за добро и зло, которое совершается на земле, за собственный выбор собственного пути, ведущего к истине и свободе, или к рабству, предательству и бесчеловечности. Он о всепобеждающей любви и творчестве, возносящих душу к высотам истинной человечности».

     Слайд 24. Результатом нашей работы можно также считать то, что «Мастер и Маргарита» один из самых любимых учащимися романов, изучаемых в школе. Об этом говорит мониторинг исследований, проводимый среди учащихся 11-х классов, с целью определения их любимого произведения. В исследовании приняли 68 респондентов. После обработки данных, как мы видим, М.Булгакову отдали предпочтение 98% процентов учащихся.

     Слайд 25. Мы гордимся своими учениками, которые стали призёрами в ІІІ этапе Всеукраинской олимпиады по литературе (интегрированный курс): Ильинская Мария - 2 место (2010г) , Казанцева Маргарита – 3 место (2008 г), Овсянникова Елена - 3 место (2007г).  Также наши учащиеся являются победителями различных конкурсов сочинений и городского Конкурса  знатоков русского языка..

Слайд 26. Константин Паустовский писал: «Вся жизнь этого беспокойного и блестящего писателя была, по существу, беспощадной схваткой с глупостью и подлостью, схваткой ради чистых человеческих помыслов, ради того, что человек должен быть и не смеет не быть разумным и благородным. В этой борьбе у Булгакова было в руках разящее оружие – сарказм, гнев, ирония, едкое и точное слово.Он не жалел свого оружия. И оно у Булгакова никогда не тупилось».

Слайд 27. В заключении я предлагаю послушать вам стихотворение моей коллеги Огурцовой Ларисы Викторовны. Оно посвящено юбилею Михаила Булгакова, но стало созвучным всем писателям с трагической судьбой.

К 120-й годовщине со дня рождения М.Булгакова

Почему после смерти почёт,

Восторг и хвалебные речи?..

Время истории быстро течёт,

Ставит надгробные свечи

Тем, кто всего лишь покоя желал,

Да кони домчать не успели…

А глупый читатель опять опоздал

С поздним признаньем: «Он - гений!»

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: sashaohotni26
Просмотров: 112 | Загрузок: 5 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar